Три задачи для хайтека::БИТ 04.2024
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
ноябрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

14.11.2024

Обновление BI.ZONE Secure DNS: гибкая настройка фильтрации и максимальная скорость

Читать далее 

14.11.2024

RED Security: в октябре количество DDoS-атак на ТЭК выросло в 3 раза

Читать далее 

14.11.2024

Falcongaze представила новую версию DLP-системы — SecureTower 7 Helium

Читать далее 

14.11.2024

ИСП РАН покажет результаты 30-ти лет работы на Открытой конференции в Москве

Читать далее 

08.11.2024

Юбилейная конференция ЭОС: ЭОС: 30 лет лидерства на рынке автоматизации документооборота и обсуждение актуальных трендов

Читать далее 

показать все 

Статьи

21.11.2024

ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется

Читать далее 

18.11.2024

Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»

Читать далее 

14.10.2024

Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»

Читать далее 

11.10.2024

Технологический ИИ-арсенал

Читать далее 

28.09.2024

Чем страшен ИИ, и с чем его едят

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

показать все 

Три задачи для хайтека

Главная / Архив номеров / 2024 / Выпуск №04 (137) / Три задачи для хайтека

Рубрика: Прошу слова!


 Алексей Иёшин (Айтишный)системный администратор, амбассадор проекта «Русский код», участник проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей», спикер и модератор мероприятий IT-тематики, автор проекта «Артпанк от Айтишного»


Три задачи для хайтека


Я – системный администратор с более чем с 20-летним стажем, так что развитие отрасли вижу, что называется «изнутри». Попробую сделать аналитику отечественной отрасли информационных технологий на своём собственном примере. 

 

Начнём сначала.

Сегодня быть программистом, гейм-дизайнером, системным администратором или web-разработчиком считается уже модным трендом, при чём высокооплачиваемым. А буквально лет так ...цать назад всё было не совсем так.

На заре компьютеризации в нашей стране иметь персональный компьютер было уделом немногих. И те, кто его имел, очень часто сталкивались с проблемами, которые сегодня, при наличии интернета, форумов, поисковиков и прочих мессенджеров, кажутся легко решаемыми, если не очевидными.

Я, например, увидел мало-мальски современный компьютер году так в одна тысяча девятьсот девяносто втором, и были это БК-0010-01.

По сути, это был прорыв в отечественной отрасли, компьютеры этой серии (БК – бытовой компьютер) стали первыми компьютерами, призванными, что называется, «пойти в массы» и стать доступными советским гражданам. А может и не только советским…

А потом у меня появился мой первый собственный персональный компьютер с процессором AMD!!! Это был PC на базе процессора AMD K6 200 с 8 мегабайтной видеокартой, 256 мегабайтами оперативки и жёстким диском в 10 гигабайт (на тот момент заполнить его под завязку было нереально) и счастью моему не было предела. Летом 99-го года на него была установлена Windows98, был подключен интернет, Dial-up, но всё же. Кстати, возвращаясь к первым советским бытовым компьютерам, те первые БК-шки, почти все, работали под DOS-ом.

И тут вырисовывается ещё одна проблема российской сферы ИТ – первый компьютер был создан, и это был, безусловно, прорыв, но в плане «софта» обозначалась крупная проблема. Да, был «Альт», но так и не пошёл «в массы» в то время, по вполне понятным причинам. Забегая вперёд, скажу, что, как и «Альт», так и последующие советские и российские операционные системы были созданы на базе операционной системы Linux.

И вот на этом, то ли «сделали шаг не туда», то ли «дверь не ту открыли», И страна стала другой, но вопросы политики мы в этой статье постараемся не затрагивать, а будем обращаться исключительно к сухим фактам.

Уже, по сути, в другой стране я заканчивал 9-й класс средней школы, а осенью меня ждал приятный сюрприз. Так сложились звёзды, что 10 и 11 классы я проучился в Брянском городском лицее! И этим замечательным сюрпризом стал компьютерный класс с супер-навороченными для того времени, конечно, компьютерами типа IBM!

БК-шки в следующий раз я увидел только в университете. Именно на этом месте надо сделать отступление от российского пути развития отрасли информационных технологий и посмотреть на мировые тренды.

На заре компьютеризации появилось несколько компаний, которые стали, практически, лидерами, первопроходцами и в итоге – монополистами на рынке. Это утверждение будет верно как для производителей «железа», так и «софта». По умолчанию «железячники» и производители программного обеспечения поделили рынок между собой: кто-то ушёл в пользовательский сегмент, кто-то в серверный, кто-то умудрился работать на оба фронта.

На протяжении последних двадцати с лишним лет (девяностые годы в расчёт не берём, в то время, на мой взгляд, у российских производителей были шансы выйти в лидеры) шла глобализация ИТ- индустрии. Бесспорными лидерами в операционных системах для частного и коммерческого использования стала компания «Microsoft» и ее операционная система, почти весь «софт» по умолчанию стал писаться под нее. Этому я вижу объяснение в том, что если одна «операционка» в лидерах, то пользователям и производителям легче адаптироваться и с работой с прикладными приложениями, и с операционной системой в целом.

Аналогичная ситуация и с «железом». Сначала рынок попробовал захватить «Intel», а после их «подарка» компании «AMD», последние составили им конкуренцию. А наши, отечественные производители, оказались не у дел» Да, в 90-е и начале нулевых были попытки создавать свои материнские платы и процессоры, но тут было одно совсем не маленькое «НО» в виде глобализации индустрии и сосредоточения производства в нескольких компаниях. Опять же можно упомянуть и унификацию протоколов под основные операционные системы и «железо», соответственно. Я бы отдельно поставил только «яблочного гиганта», который в последнее время, что называется, «рвёт шаблоны» и в этом плане.

До недавнего времени и в России была примерно аналогичная ситуация Но последние несколько лет решили, по понятным причинам, россиян пересадить на отечественный софт.

Кстати, надо заметить, что программное обеспечение, пускай и отечественное (на этом месте хочется обратить повторно внимание, что в основе лежит всё тот же Linux), но своей «железной» составляющей, созданной на отечественном производстве, у нас нет, увы! (Ещё одна глобальная проблема российского сегмента ИТ).

Если остановиться более подробно на отечественных операционных системах, то это всё вариации всё того же Linux, на мой взгляд, эта операционка хороша для серверов, сетевых «железяк» и smart-устройств, но массово для пользователей она не совсем удобна.

Можно выделить ещё одну проблему, по сути, присущую отечественному сегменту ИТ. Так исторически сложилось, что «компьютерщиков» у нас считали изначально, да и сейчас ситуация не особо изменилась, если не шаманами, то магами как минимум.

Напомню что более 20 лет админю различные организации, по большей части бюджетные, и вот что заметил. Как показала практика, разбираться в сетях, операционных системах и специальном софте (программах) – мало для того, чтобы можно было считать себя хорошим системным администратором. Очень часто сисадмин (или его собрат эникей) должен быть хорошим психологом, а иногда и экстрасенсом. Потому что иногда юзеры (они же пользователи) творят такое, что сложно представить или смоделировать, а решать проблему надо! Исходя из вышесказанного, можно выделить две крупные проблемы!

Первая – изменение системы образования в этой сфере. Так как имею прямое отношение именно к образованию, да и как родитель, пребываю иногда в состоянии, мягко говоря, шока от того, что вижу иногда. Уроки информатики зачастую носят чисто номинальный характер.

Раньше модным было, да и сейчас остаётся трендом, писать «уверенный пользователь персонального компьютера» и параллельно указывать целый список тех программ, в которых этот «пользователь» умеет работать. Когда с ними сталкиваешься в рабочем плане, хочется узнать, где они приобрели такие «знания». Представления о работе компьютера достаточно схематичные и обрывистые, а то, что они творят в обычных офисных пакетах, иногда заставляет задуматься о многом, не буду уточнять, оставлю место для полёта вашей фантазии.

Другими словами, нужно вводить уроки информатики как можно раньше и давать реально нужные знания и умения работы с прикладными программами, как минимум, общего назначения.

Исходя из этого тезиса, можно сделать ещё один вывод, что необходимо менять школьную программу в данном ключе, а педагогическим ВУЗам предложить готовить «узких» преподавателей именно в этом ключе. Сегодня очень часто уроки информатик ведут учителя смежных специальностей (физики, математики и т.п.). Да и материальная база образовательных организаций не всегда соответствует современным реалиям.

Следующая проблема вытекает из предыдущей. Так как современные специалисты с пометкой в резюме «уверенный пользователь» не всегда уверенно обращаются с вверенными им персональными компьютерами, возникают нештатные ситуации в общении с ИТ-специалистами…

Самый частый ответ на вопрос о том, что случилось и что делали до того как что-то случилось, после «я ничего не делал(а), оно само сломалось», это «откуда я знаю, я же не программист». Ну, я тоже не программист, честно говоря, у меня другой профиль, если что.

К чему это всё я говорю? Независимо от возраста (доводы о том, что сейчас приходят молодые кадры, способные работать с любой техникой и знающие персональный компьютер с детства, разбиваются о суровые камни реальности), многие не хотят ни в чём разбираться сами. И это уже проблема менталитета, который необходимо менять, так как нет интереса и культуры самообразования, и, к сожалению, эта проблема касается не только ИТ.

Но, на мой взгляд, необходимо начинать именно с данной сферы, особенно это стало актуальным именно сегодня! И в дополнение к выше сказанному, для айтишников, неважно какой у них профиль деятельности, необходимо увеличить количество часов психологии, но не теории, а именно учить их вести себя с пользователями, заказчиками, так как не все из них способны корректно вести себя с непрофессионалами ИТ.

Сегодня, касательно системного администратора, можно привести такое сравнение: профессия сисадмина сродни профессии врача – если все работает хорошо, о нем и не вспоминают, но если не работает – сисадмина вспоминают все и активно требуют решения проблем!

Иными словами, помимо схемы подачи практических знаний, необходимо менять отношение к сфере информационных технологий и создавать ИТ-культуру. Имею в виду не только отношение к персональным компьютерам, программам, самим айтишникам. Необходимо формировать отношение к хайтеку как к тренду современной суверенной России!

Подведя итоги, можно сделать вывод, что у отечественной отрасли информационных технологий есть несколько глобальных задач, которые необходимо решить в кротчайшие сроки.

Это создание собственного «железа» в стране. Это написание вменяемой операционной системы, удобной и для рядового пользователя, а также нового прикладного софта взамен западного и адаптация отечественных win-версий под будущую операционку. И не менее важная задача – переосмысление в обществе отношения к ИТ в целом, Необходимо сформировать в обществе отношение к высоким технологиям как к новому тренду.


Ключевые слова: российская ИТ-отрасль, задачи, операционная система, прикладной софт, ИТ- новый тренд.

 


Подпишитесь на журнал

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №06 (139) 2024г.
Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика