Кто будет править миром? Опрос::БИТ 03.2019
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
декабрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

27.12.2024

РАЭК определила лидера среди классифайдов по числу объявлений о долгосрочной аренде

Читать далее 

26.12.2024

За экспертизой в инфобезе — к «Газинформсервису»

Читать далее 

26.12.2024

Компания «ИнфоТеКС» объявляет о выпуске сертифицированной версии ViPNet xFirewall 5.6.2

Читать далее 

19.12.2024

«ГенИИ» завершили год разговором о главной технологии FinTech

Читать далее 

17.12.2024

РДТЕХ внедряет новый премиальный стандарт сервисной поддержки

Читать далее 

показать все 

Статьи

12.12.2024

Что следует учитывать ИТ-директорам, прежде чем претендовать на должность генерального директора?

Читать далее 

11.12.2024

Сетевая инфраструктура, сетевые технологии: что лучше – самостоятельная поддержка или внешнее обслуживание?

Читать далее 

22.11.2024

Тандем технологий – драйвер инноваций.

Читать далее 

21.11.2024

ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется

Читать далее 

18.11.2024

Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»

Читать далее 

14.10.2024

Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

показать все 

Кто будет править миром? Опрос

Главная / Архив номеров / 2019 / Выпуск №03 (86) / Кто будет править миром? Опрос

Рубрика: Цифровая трансформация


Кто будет править миром?

Кто будет править миром?

Президент MIT Рафаэль Рейф считает, что «миру нужны билингвы». Поскольку технология искусственного интеллекта уже формирует новое будущее, возникает проблема подготовки специалистов не только технически грамотных, но и способных понимать и решать этические вопросы. Фактически должны появиться гуманитарные «технари» или «техно-гуманитарии», от которых во многом будет зависеть куда пойдет развитие общества

  1. Согласны ли вы с этим мнением?
  2. Возможно ли совместить в одном человеке гуманитарное и техническое мышление? И нужно ли это?
  3. Каким образом и где можно обучать подобных специалистов?
  4. Знаете ли вы таких людей?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты ведущих компаний

Владимир Крылов

«Положительный ответ на вопрос о необходимости технико-гуманитарной конвергенции не порождает автоматически ответов на вопросы, как это делать»

Владимир Крылов, руководитель экспериментальной лаборатории по созданию AI компании Artezio (входит в группу ЛАНИТ)

В будущем развитие общества во многом будет зависеть от гуманитарных «технарей» или «техно-гуманитариев». Потребность в таких специалистах существует и сохраняется на любом этапе цивилизации, идущей по технологическому пути прогресса. Такая потребность возрастает с глубиной проникновения технологий в повседневную жизнь, по мере роста их влияния на поступки людей, общественных институтов, лидеров. Наверно, поэтому развитие ИИ как быстро развивающейся совокупности технологий приводит к постановке этого вопроса снова и снова.

Я хорошо помню широкое и бурное обсуждение проблемы «физиков и лириков» в СССР, дебаты о гуманизации образования в университетах США. Волны обсуждения приносят свои плоды в программы образования, которые потом, как правило, растворяются в ограниченности времени на обучение, отсутствии преподавателей, способных говорить со студентами о гармонии на лекции об обработке металлов резанием, и появлении новых предметов изучения. Но важнейшую роль здесь играет внутренняя направленность каждого отдельного человека: либо ему удобнее, комфортнее, результативнее оперировать в искусственно создаваемой им самим среде (технарь), либо погружаться в мир отношений людей, человека и природы, красоты и чувств (гуманитарий).

Сегодня всех детей в школе и даже раньше пытаются тестировать на склонность к определенной деятельности, то есть в первую очередь определить его «технарские» или гуманитарные предпочтения. Думаю, что ставить задачу гармоничного развития человека в процессе профессионального образования можно. Однако само жестокое, конкурентное, полное пороков современное общество сопротивляется этому. Вспоминается феномен академика Андрея Сахарова, который был крайним технарем, создателем самого убийственного оружия, осознавшего антигуманность всего своего творчества и выступившим за другой путь развития человечества, основанный на обсуждении и компромиссах. Если представить себе, что сегодняшние разработчики вооружений будут иметь глубокую гуманитарную подготовку и использовать ее реально, то они не смогут оценивать трезво результаты своего труда в конечных показателях: сколько человек это может убить, какой урон принести. Разумеется, это относится и к искусственному интеллекту.

Создатели бесприбыльной компании OpenAI руководствовались желанием сделать из нее главного игрока на рынке ИИ, набрать на работу лучших в мире специалистов по многомиллионным контрактам, соизмеримым с игроками Национальной баскетбольной лиги, и сделать открытыми все ее передовые разработки. И все это для того, чтобы никто на планете не смог собрать команду «плохих парней», делающих вредоносный ИИ сильнее, чем открытый ИИ, сделанный в OpenAI.

На мой взгляд, это и есть попытка гуманитарного подхода к решению сложнейшей технологической задачи. Но уже через три года в OpenAI вынуждены были не открывать полностью код одной из своих разработок, позволяющей генерировать акустические, видео, текстовые образы, неотличимо близкие к создаваемым конкретными людьми. Действительно, имея доступ к этой технологии, «плохим парням» даже не нужно делать что-то лучшее, а просто применить это в ситуациях, когда обман приносит деньги и моральные победы одной стороне и разорение, позор – другой.

Если вернуться к поставленным вопросам, то положительный ответ на вопрос о необходимости технико-гуманитарной конвергенции не порождает автоматически ответов на вопросы, как это делать. Никакие сиюминутные реформы в образовании здесь не помогут. Человечество пройдет свой путь к гармоничному обществу, где такая конвергенция станет повседневной и типичной, пройдет через множество конфликтов и потерь, каждый раз модернизируя образовательные модели и процессы, пока использование технологий во вред людям не станет маргинальным и редким.

 

Владимир Сизых

«Посмотрите, как развивается заочное и бизнес-образование: зачастую там сегодня и учатся те самые билингвы»

Владимир Сизых, директор по стратегическому маркетингу компании РДТЕХ

1. Абсолютно согласен. На самом деле в мире очень мало «чистых» технарей или «чистых» гуманитариев. При этом система образования строится так, что в старшей школе тебя определяют в узконаправленный класс, в институте практически не дают знаний из «соседней» области, а в жизни требуются очень разные знания и навыки.

2. Человеческая природа находит выход из любой ситуации. Даже на бытовом уровне: когда у тебя появляются дети, то ты, будучи выпускником Физтеха, становишься «практикующим» врачом, педагогом и психологом.

На работе это проявляется в пересечении должность/отрасль. Например, маркетолог, PR-менеджер или юрист в ИТ-компании: без желания и умения разобраться в отраслевой специфике чистому гуманитарию будет очень сложно работать в технологической сфере. И наоборот.

3. Специально обучать надо тогда, когда будут определены четкие профессиональные требования (написаны профессиональные стандарты) и бизнес станет жаловаться не просто на отсутствие кадров, а сможет сформулировать, людей с какими конкретными навыками ему не хватает. Тогда под это будут открыты программы в вузах и школах. А пока – посмотрите, как развивается заочное и бизнес-образование: зачастую там сегодня и учатся те самые билингвы.

4. Меня окружает большое количество таких людей. Например, бизнес-аналитики в ИТ-компаниях должны быть билингвами: именно они работают «переводчиками» между бизнесом и технарями.

Даже я сам, будучи экономистом и маркетологом, в том числе решаю ИТ-задачи. Например, для меня не составит труда показать клиенту, как разворачивается и настраивается система электронного архива документов, или же отредактировать HTML-код сайта компании.

 

Марина Аншина

«Узкие специалисты по‑прежнему нужны для отдельных задач, однако спрос на широких специалистов устойчиво растет»

Марина Аншина, председатель правления Российского союза ИТ‑директоров, президент фонда ФОСТАС

1. Я бы поставила вопрос шире: какие компетенции востребованы в современном мире и как станет развиваться потребность в компетенциях в будущем? Для иллюстрации приведу гребенку компетенций.

Каждый зубчик гребенки отражает ту или иную компетенцию, а его длины – уровень квалификации. Эту модель мы придумали, когда определяли компетенции ИТ-специалистов для вполне практической задачи поиска сотрудников.

Развитие технологий, как в технической, так и в гуманитарной сферах, приводит к тому, что количество вариантов зубчиков и, соответственно, ширины гребенки стремительно растет. А ведь возможности людей, которые можно определить как сумму длин зубчиков, растут существенно медленнее.

Однако проблема определения и сохранения баланса между глубиной знаний и опыта в одной области и широким кругозором, охватывающим смежные области, не нова. С течением времени она лишь усугубляется. Потому что чем шире кругозор, тем менее возможны глубокие компетенции в одной области.

Узкие специалисты по-прежнему нужны для отдельных задач, однако спрос на широких специалистов устойчиво растет.

А технические и гуманитарные области всего лишь объединяют ряды зубчиков в гребенке компетенций.

2. С одной стороны, трудно представить себе какую-то гуманитарную область, которая сегодня совсем свободна от технических инноваций. Да и просто без базовых знаний ИТ человеку в сегодняшнем мире трудно выжить. Поэтому речь не идет о том, можно ли. Вопрос заключается в том, как это лучше сделать.

3. Я считаю, что основами ИТ-грамотности должны овладеть все. Ведь учат же всех грамотности обычной. Такой курс должен быть во всех высших и специальных учебных заведениях.

И это не только компьютерная грамотность, которая помогает общению с компьютером, а именно ИТ-грамотность, которая рассказывает об использовании ИТ в любой деятельности. В такой курс обязательно должны быть включены темы архитектуры предприятия, сервисного подхода к предоставлению ИТ, методы оценки эффективности, особенности ИТ-проектов и многое другое.

У меня есть опыт преподавания подобного курса в Высшей школе бизнеса МГУ для бакалавров четвертого года обучения по направлению «Менеджмент международного бизнеса». Вы даже не представляете, насколько они «девственны» в вопросах ИТ.

Я уверена, что основам технического мышления можно научить каждого. И тогда меньше станет нелогичных книг и статей, в которых мысли гуманитариев путаются.

А технарям в свою очередь также надо учиться общаться с людьми, в частности, грамотно, понятно и образно выражать свои мысли. Хотели же даже ввести курс русского языка в технических вузах. Но, думаю, что и тут надо пойти дальше, и включать соответствующие дисциплины в программы всех технических специальностей.

4. Я знаю множество людей, которые весьма успешно соединяют в себе гуманитарное и техническое мышление. Да и себя к таким причисляю. Ни один руководитель не сможет успешно работать, будучи исключительно техническим специалистом.

 

Борис Щербаков

«Если мы задаемся вопросом, где обучать людей и формировать гуманитарно-техническое мышление, то ответ прост: везде»

Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии

В вопросах развития общества этика должна руководить прогрессом. С приходом технологий возникла возможность попытаться быстрее совместить этическую и техническую части жизни общества, в частности бизнеса. Возросшая скорость получения и обработки информации помогает принимать правильные и этически верные решения.

Нужно ли и можно ли совмещать техническое образование и гуманитарное? Конечно! Они естественным образом могут сочетаться, что подтверждают примеры успешных бизнесменов и компаний. Противоречия здесь нет.

Если мы задаемся вопросом, где обучать людей и формировать гуманитарно-техническое мышление, то ответ прост: везде. Во-первых, в вузах, а во-вторых, в корпоративных университетах, на МВА. Здесь нужно акцентировать внимание уже взрослых, состоявшихся людей на том, что без этического стержня бизнес однажды просто перестанет признаваться обществом как феномен.

Конечно, все понимают, что задача бизнеса – это производство прибыли, но без соответствия общепринятому моральному кодексу ни в какой стране мира бизнес не будет считаться достойной деятельностью. Сейчас, к сожалению, картина другая.

Специалистов, способных понимать и решать этические вопросы, нужно обучать и в среде – в компаниях. Как показывает практика, если поместить человека в среду, где не воспроизводятся основополагающие человеческие ценности, то человек очень быстро теряет все приобретенные ранее этические принципы. Где обучали виновников крупных этических скандалов в бизнесе, закончившихся многомиллионными исками и репутационными нокаутами? Я думаю, что на МВА им не рассказывали, что бизнес нужно вести этично.

Dell уже несколько лет признается самой этичной компанией в США, и мы этим очень гордимся. Приятно работать в компании, где поддерживается то, что декларируется – приверженность высоким этическим стандартам, в основе которых честность. Это то, что называется integrity.

Джек Ма не так давно в своем интервью говорил, что людей нужно обучать гуманистическому подходу к бизнесу, обучать их искусству, литературе, потому что именно гуманитарное развитие позволяет нам быстрее зацепиться за внутренний этический якорек. В технологиях как таковых нет понятия этики, она возникает в гуманитарной сфере. И я с Джеком согласен.

 

Алексей Маланов

«Существующие технические прорывы были созданы не только инженерами – они были созданы при взаимодействии большого количества людей с разным образованием и складом ума»

Алексей Маланов, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского»

У нас есть свой взгляд на происходящее. Действительно, машинное обучение все глубже проникает в нашу жизнь. При его использовании мы не пишем алгоритм в традиционном ключе, а даем примеры и просим математическую модель самостоятельно обобщить знания и научиться делать выводы. В результате действительно возникает ряд этических вопросов и проблем: алгоритмы впитывают несовершенство окружающего мира, находят ложные корреляции (причинно-следственные связи там, где их нет), решения алгоритмов порой трудно объяснить и еще труднее подправить.

Но это вовсе не значит, что обязательно только небольшая группа инженеров будет определять, кого алгоритмы, например, возьмут на работу, кого посадят в тюрьму или кому дадут визу. Это скорее означает, что большая группа людей из разных сфер вынуждена формировать разностороннюю обучающую и контрольную выборки данных. Нельзя сказать, что им нужен только «опыт решения глубинных экзистенциальных проблем». Тем более нельзя сказать, что такой опыт есть только у людей с гуманитарным складом ума.

Кроме того, существующие технические прорывы (интернет, смартфоны, машинный перевод, голосовые помощники, социaальные сети) были созданы не только инженерами – они были созданы при тесном взаимодействии большого количества людей с разным образованием и складом ума.

Важнее то, что люди умеют работать в команде, дополняя знания и навыки друг друга. При этом, конечно же, бывают одаренные люди, которым все науки даются одинаково легко. И это замечательно.

Вопрос обучения «техно-гуманитариев» сложный и не всегда нужный. Разделение на технарей и гуманитариев означает склад ума – что больше нравится и что лучше дается, а не то, чему обучили.

Если же ставить целью именно научить, то дать соответствующие знания можно где угодно и в какой угодно последовательности: либо сначала инженерным наукам, потом гуманитарным, потом естественным, либо все сразу – кому как нравится, у кого какие способности.

Уверен, таких одаренных людей очень много среди нас. В качестве примера выдающегося мастера на все руки можно привести, например, Леонардо да Винчи.

 

Эдуард Клышинский

«Говорить о том, что абстрактные «техно-гуманитарии» должны только появиться, – это как минимум странно. Это уже давно часть жизни»

Эдуард Клышинский, МИЭМ НИУ ВШЭ

1. Я не согласен со словосочетанием «должны появиться». Люди, объединяющие в себе технический и гуманитарный склад ума, существовали всегда. Как говорится, «талантливый человек талантлив во всем».

Всегда были технари, которые талантливо излагали свои идеи в беллетристике, например Карл Саган, математики, занимающиеся анализом искусства, другие талантливые люди, проявившие себя сразу в нескольких областях. Но именно сейчас формируются, а точнее, продолжают формироваться, новые направления на стыке техники и гуманитарных знаний.

Компьютерная лингвистика существует уже несколько десятилетий, цифровые гуманитарные исследования – около десятилетия, промышленный дизайн также сформировался достаточно давно. На фоне этого говорить о том, что абстрактные «техно-гуманитарии» должны только появиться, – это как минимум странно. Это уже давно часть жизни.

А править миром будут политики. Им тоже надо быть «билингвами», но это уже объединение естественных и технических наук. Оно произошло достаточно давно и естественным образом. И там почему-то никого такое объединение не удивляло.

2. Как показывает практика, можно и нужно. Не все должны быть гуманитариями, не все должны быть технарями. Должны быть разнообразие и свобода выбора. В конце концов почему технарь в качестве хобби не может оцифровывать произведения искусства и создавать новые направления в области их анализа? Если у кого-то получается, остается только приветствовать.

3. По всему миру уже созданы центры, обучающие специалистов в области цифровых гуманитарных исследований и компьютерной лингвистике.

Современный театр вышел на новый уровень, начав применять компьютерные технологии. Причем это не удел маргиналов. Академические театры, расположенные в крупных городах, хотя и не в столицах, применяют эти технологии и не хотят отставать.

Высшее образование неплохо справляется со своими обязанностями. Хотя дополнительная помощь не помешает.

4. Карла Сагана я уже упоминал. Хоккинг написал со своей дочерью несколько книг, описывающих основы современной физики устройства мира. В Высшей школе экономики и Санкт-Петербургском университете есть школы по компьютерной лингвистике и цифровым гуманитарным исследованиям. Этими школами руководят живые современники. Как минимум заочно, но да, я знаком с такими людьми.

 

Леонид Шапиро

«Для человека с техническим образованием гуманитарное может оказаться той полезной “надстройкой”, которая позволит ему мыслить стратегически»

Леонид Шапиро, Technical Account Radware

1. Согласен. Техническое образование формирует аналитический склад ума, позволяет глубоко погрузиться в суть проблемы и в конце концов найти решение. Вместе с тем технически грамотный человек может оказаться в жестких рамках сформированных стереотипов. На мой взгляд, гуманитарное образование позволяет мыслить нестандартно и дает кругозор и в других областях знаний. Для эффективной работы профессионал должен разбираться не только в своем деле, но и понимать взаимосвязь с другими областями знаний. Таким образом, для человека с техническим образованием гуманитарное может оказаться той полезной «надстройкой», которая позволит ему мыслить стратегически.

2. Почему нет? Это вполне по силам современному человеку, особенно учитывая тот факт, что информация сейчас намного доступней, чем это было еще 15-20 лет назад. Многие известные университеты сделали свои курсы лекций общедоступными. Так что было бы время и желание.

3.Один из вариантов я предложил в ответе на предыдущий вопрос. Кроме того, никто не отменял традиционных вариантов получения второго образования.

Наконец, если мы говорим о бизнес-сфере, то такие попытки, в том или ином виде, совмещения технической и гуманитарной областей знаний уже давно предпринимаются. Примером могут служить различные MBA-программы. Возможно, они не в полной мере соответствуют тому, о чем говорить Рафаэль Рейф, но это некоторое движение в этом направлении.

4. Я знаю таких людей.

 

Алексей Аксененко

«В человеке гуманитарное мышление просто обязано присутствовать, независимо от того, в какой области он профессионал»

Алексей Аксененко, руководитель портфельного анализа SimpleFinance

Соглашусь с тем, что качество человеческих отношений, этичность профессиональной деятельности не могут отставать от развития технологий.

Исторически из статистики и оптимизации мы получили машинное обучение, оно прошло путь от полинома до дерева решений и далее до нейронной сети, которая используется в науке не один десяток лет. Именно глубокой нейронной сети, по сути, дали имя «Искусственный интеллект». Ренессанс нейронных сетей начался с появлением мощных видеокарт, дешевых вычислительных мощностей и огромного числа данных.

Распознавание изображений и текста (речь для машины, по сути, текст) – важнейшие задачи нейросетей, решение которых, например сервис мгновенного перевода речи на другие языки, будет стирать барьеры в общении.

Основная задача гуманитарной науки заключается в применении «человечных, гуманных» отношений между людьми. И это понимание гуманитарности согласуется с позицией, озвученной господином Рейфом.

Одна из основных задач ИИ сегодня – прогноз будущего по экспериментальным наблюдениям в прошлом.

Считаю, что при восприятии гуманитарности с точки зрения этичности поведения и профессиональной деятельности не должно быть в принципе разделения людей на какие-либо группы.

Гуманитарная составляющая в человеке должна воспитываться с самых ранних лет родителями, не перекладывая решение этой задачи на плечи общества (образование). Гуманитарная составляющая не должна зависеть от того, где человек будет учиться и работать.

Представьте себе, что группа молодых людей, для которых незаконное присвоение чужой собственности не является табу, приходит на юридический факультет университета, где они обязаны прослушать курсы по этике в их будущей профессии… Какой будет результат? Без должного воспитания результат будет практически нулевой.

Тем более реализация такого проекта невозможна в условиях, когда во всем мире идет внедрение «американской» системы – студенты сами выбирают, какие курсы им посещать. Вряд ли студент, платящий огромные деньги за свое обучение, будет посещать лекции «компьютерных наук», на которых профессор половину лекции рассказывает об этике в программировании. Или вспомните, как в России посещают лекции «ОБЖ».

Поэтому, конечно, важно, чтобы профессора по всем предметам как можно чаще, но коротко «говорили» об этических проблемах, однако основы гуманизма необходимо закладывать в семье.

В каждом человеке присутствует как гуманитарная составляющая, так и техническая, вопрос в том, что ему более интересно. И в этом вопросе мы, наверное, немного отходим от проблематики, поставленной господином Рейфом, потому что здесь речь идет скорее не об этичности, а о профессиональной направленности (технари и гуманитарии). Если же вернуться к обсуждаемой теме (этичности в разработке программ), то считаю, что в человеке гуманитарное мышление (понимая под этим «человечность») просто обязано присутствовать, независимо от того, в какой области он профессионал.

В соответствии с вышесказанным неэффективно менять систему обучения (не следует придумывать велосипед), просто необходимо больше уделять внимания тому, что происходит в семьях, на каких принципах воспитываются дети. А в системе обучения можно применять уже наработанные методики, например в CFA Institute, где этика является первой темой каждого уровня, но в учебном плане не занимает много места.

Думаю, что в ИТ сегодня не так уж и мало специалистов, которые создают этически верные продукты, ведь любой проект, который помогает людям лучше понимать друг друга, особенно если сам проект ставит своей целью помощь другим людям, уже является носителем гуманности в сфере высоких технологий. Поэтому нет смысла заострять внимание на ком-то конкретно.

И если вернуться к задачам ИИ гуманитарной направленности, то, на мой взгляд, в скором будущем компьютер сможет избавить человечество от соблазна создавать дешевые, некачественные произведения искусства.

Уже сейчас компьютер может создавать стихи, которые побеждают на поэтических конкурсах, пишет картины, создает музыку такого уровня, что большинство музыкантов в поп-культуре скоро или останутся без работы, или должны будут повышать качество, глубину своих произведений.

Опять же, если вернуться к проблеме безработицы, не последнюю роль здесь играет развитие ИИ, который стал глобальным конкурентом для человечества.

Чтобы ответить на вопрос, хорошо это или плохо, давайте спросим себя, что привело человечество к развитию медицины, технологий, комфорту в жизни? Ответ прост – конкуренция. Конечно, конкуренция в некоторых областях приводит к снижению качества продукции, но, с другой стороны, давайте вспомним, по сколько часов и в каких условиях трудились и жили люди всего 100 лет назад, какой была продолжительность жизни.

Поэтому искусственный интеллект – это не опасность, а мощный инструмент совершенствования общества, которое воспитывается на гуманистических принципах.

 

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №07 (140) 2024г.
Выпуск №07 (140) 2024г. Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика