Государству пора освоить смарт-контракты
Главная /
Архив номеров / 2018 / Выпуск №07 (80) / Государству пора освоить смарт-контракты
Рубрика:
Тема номера /
Бизнес и экономика знаний
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Андрей Варнавский, Анастасия Бурякова, к.э.н., доцент, заведующий блокчейн-лабораторией Института развития цифровой экономики финансового университета при Правительстве РФ; научный сотрудник блокчейн-лаборатории Института развития цифровой экономики Финансового университета при Правительстве РФ
Государству пора освоить смарт-контракты
Алгоритмическое формирование и исполнение федерального бюджета
В последние годы российская бюджетная система не раз сталкивалась с серьезными вызовами. Результатом этого стал рост дефицита бюджета, который к 2016 году достиг 3,5% (см. рис. 1). Тогда экспертное сообщество опасалось возможного роста госдолга с эффектом «снежного кома» и долгового кризиса.
Сегодня ситуация относительно стабилизировалась. В целом внешнеэкономические условия оказались более благоприятными, чем предполагалось ранее. Дефицит бюджета сократился до 1,4% при плановом значении в 2,5%1.
Однако стоит заметить, что в сравнении с показателями предыдущих 7-8 лет существенных улучшений не произошло. Рост доходов был обусловлен:
- увеличением нефтегазовых доходов (цена на нефть марки «Юралс» выросла с 41,7 до 53 долл. США/барр. за год);
- повышением базовой ставки НДПИ на нефть, газовый конденсат;
- расширением перечня подакцизной продукции;
- увеличением основной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, с 2% до 3% и т.д.
Рисунок 1. Динамика показателей исполнения федерального бюджета в 2011-2017 годах, в % к ВВП
Примечательно, что, вероятно, подобная налоговая оптимизация будет продолжаться и далее. С 1 января 2019 года НДС будет повышен до 20%, акцизы на дизельное топливо и бензин вырастут на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну соответственно. К сожалению, сегодня данные меры действительно являются вынужденными.
Для поддержания сбалансированности бюджета сегодня есть два пути: обеспечение роста доходов и/или уменьшение расходов. Расходы должны сокращаться без ущерба для граждан, бюджетных организаций и бизнеса.
Сегодня это достаточно сложная задача. Основные статьи расходов федерального бюджета: социальная политика, национальная оборона, национальная экономика, национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Выходом из ситуации должно стать систематическое выявление резервов бюджетной экономии, отказ от неэффективных расходов.
В настоящее время высокая фискальная эффективность прослеживается у тех налогов, которые администрируются на основе применения автоматизированных электронных систем |
С точки зрения ухода от «болезненного» повышения доходов федерального бюджета решением может стать оптимизация самих механизмов сбора налогов. Как раз здесь и могут быть более активно использованы современные финансовые технологии, способные алгоритмизировать налоговое администрирование и обеспечить автоматизацию последующего целевого использования средств.
В настоящее время высокая фискальная эффективность прослеживается у тех налогов, которые администрируются на основе применения автоматизированных электронных систем, к примеру НДС, акцизы, транспортный и земельный налоги. Например, поразительный эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет дала программа АСК НДС-2, которая позволила отслеживать уплату НДС по всем цепочкам контрагентов с момента старта продаж до конечного потребителя2.
Сегодня НДС наравне с налогом на прибыль организаций составляет основной вклад в федеральный бюджет. Дополнить развивающуюся систему контроля сбора НДС также могла бы технология блокчейн.
В случае внедрения единой государственной финансовой платформы и учетной цифровой единицы становится возможна алгоритмизация формирования бюджета. К примеру, при оплате клиентом счета смарт-контракт может самостоятельно заполнить поля электронного счета-фактуры и выделять НДС. Затем суммы НДС автоматически будут уплачены непосредственно в налоговый орган. Часть без НДС будет передана на счет компании также в соответствии со смарт-контрактом.
Однако здесь может вставать вопрос вычета НДС. Если налог будет уплачиваться с каждой операции, не учитывать входящий НДС по приобретенным ценностям будет бессмысленно.
Данная ситуация решается также посредством применения смарт-контракта по следующей схеме (см. рис. 2):
- Организация приобретает у поставщика сырье, материалы, товары. Сумма по НДС фиксируется к вычету на условном «счете» организации в Казначействе, который фактически представляет собой смарт-контракт.
- После приобретения покупателем у организации товаров или получения услуг информация о размере НДС к уплате также поступает на смарт-контракт.
- В конце отчетного периода происходит автоматический взаимозачет. То есть сформированная разница перечисляется напрямую в бюджет государства.
Рисунок 2. Модель автоматизации администрирования НДС
Подобная модель будет обладать преимуществами над существующей системой. Например, государство получит возможность собирать информацию о текущей наполняемости бюджета в режиме реального времени, что может использоваться в целях повышения эффективности перераспределения бюджетных средств.
Вместе с тем все операции будут записаны в блокчейне в хронологическом порядке, а значит, случаи ухода от налогообложения посредством внесения исправлений и искажений будут сразу же видны.
С точки зрения налогоплательщиков, преимущества заключаются в удобстве исчисления налога и обеспечении равной конкурентной среды.
Взаимодействуя с контрагентом, организация получит некую гарантию добросовестности партнера.
Распределение сумм налогов и сборов также возможно организовать на основе «умных контрактов», что позволит мгновенно перечислять денежные средства на соответствующие счета 24 часа в сутки3.
На рис. 3 приведена схема перераспределения средств, поступающих от налогоплательщиков, между цифровыми счетами бюджетов на основе смарт-контрактов. Как только смарт-контракт зафиксирует формирование налогооблагаемой базы, механизм начнет свое действие и денежные средства будут автоматически перераспределены на основе ранее заложенных условий.
Рисунок 3. Схема зачисления доходов по нормативам на базе смарт-контрактов
К примеру, может быть выстроена следующая цепочка: работодатель начисляет сотруднику заработную плату в соответствии с трудовым договором; часть оклада со счета работника автоматически распределяется в соответствии с требованиями законодательства на уплату НДФЛ; 85% уплаченного НДФЛ в соответствии со смарт-контрактом перечисляется на счет федерального бюджета, 10% – на счет городского поселения, 5% – на счет бюджета муниципального района. На основе смарт-контрактов в бюджеты могут зачисляться и неналоговые доходы.
Каждое из направлений расходов подразумевает зачисление денежных средств на конкретные счета получателей. Расходование бюджетов на основе смарт-контрактов могло бы существенно повысить скорость распределения денежных средств в результате того, что все операции могут записываться в реестр круглосуточно. Например, так только на счета бюджета поступит необходимый объем средств, он может быть сразу же отправлен получателю. Данная система также позволит полностью исключить человеческий фактор, что приведет к невозможности ошибок и неточностей.
Более того, алгоритмизации могут подлежать и процедуры последующего контроля исполнения бюджета. Ключевая особенность подобного технологического решения может составить основу механизма автоматизации аудита эффективности. Опираясь на то, что каждая транзакция будет записана в реестре в хронологическом порядке с указанием сторон, сумм и иных необходимых сведений, возникает возможность не только отслеживать все операции каждого объекта контроля, но и выявить факторы, повлиявшие на отклонение от запланированных показателей.
Обозначим основные характеристики данной модели на примере передачи субсидии на выполнение государственного задания учреждению (см. рис. 4).
Рисунок 4. Модель последующего контроля с использованием смарт-контрактов
На первом этапе будет создан цифровой счет для учреждения, на который впоследствии будет перечислен объем субсидий в форме учетных единиц блокчейн-сети.
После чего будет «заключен» смарт-контракт между учреждением и главным распорядителем бюджетных средств или органом, осуществляющим его функции и полномочия. Соответственно, в смарт-контракте будут зафиксированы условия распоряжения бюджетными средствами.
Государство получит возможность собирать информацию о текущей наполняемости бюджета в режиме реального времени, что повышает эффективность перераспределения бюджетных средств |
Например, одним из условий может стать целевое использование бюджетных средств. Для автоматического учета транзакции смарт-контракт должен будет удостовериться, что финансовая операция была проведена в соответствии с целевым назначением.
Стоит помнить, что смарт-контракт – это всего лишь код, и для его правильной работы, информация к нему должна поступать извне. Следовательно, использование субсидиарных средств учреждением будет сопровождаться предоставлением документации о достигнутых показателях. Таким образом, контроль за целевым характером использования будет проводиться в реальном времени, так как верификация блоков будет сразу же проводиться органами, ответственными за проверку этой информации.
Блокчейн будет служить надежным инструментом для анализа динамики проведения расходов на цели выполнения государственного задания, а также оценки достаточности оставшихся средств для его завершения.
Вместе с тем данное решение, помимо непрерывного финансового мониторинга, позволит отслеживать объем бюджетных средств, оставшихся на счете учреждения, динамику и направления их использования. Также важным аспектом будет являться возможность цифровизации процедур по оценке эффективности путем сопоставления результатов деятельности объектов контроля и суммы израсходованных средств. Фактически для каждого объекта может быть сформирована своя «история результативности и эффективности».
Тот потенциал, который заложен в современных финансовых технологиях, способен перевернуть устоявшиеся представления о процессе исполнения бюджета. За счет алгоритмизации и автоматизации удастся решить как проблемы недополучения налоговых доходов, так и их последующего нецелевого и неэффективного использования. Точно прописанные алгоритмы способны полностью исключить возможность коррупции, целого ряда нарушений бюджетной дисциплины. Таким образом, цифровизация бюджетных механизмов может стать достойной альтернативой традиционной политики в части поддержания сбалансированности и стабильности финансовой системы.
1 Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год. Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://m.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/ main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf.
2 Добрякова И.С. Автоматизация системы налогового контроля по НДС: оценка результатов.// «Вестник Института экономики и антикризисного управления (ИЭАУ)», № 18, 2017.
3 Бурякова А.О., Варнавский А.В., Терехова Т.Б. О некоторых аспектах развития цифровой экономики. //«Мировая экономика: проблемы безопасности», № 1, 2018 г. – С. 98-103. В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|