3. В электронной коммерции омниканальность рассматривается как способ коммуникации с клиентом через различные как онлайн-, так и офлайн-каналы.
Она считалась очень трендовой последние два-три года, но в реальности ее используют не так много предпринимателей.
Кто-то понимает, что ее нужно использовать, но у него нет возможности, кто-то действительно не понимает ее преимуществ.
Я склоняюсь к тому, что сейчас рынок надо не убеждать, что омниканальность нужна, рассказывать, как она повлияет на бизнес, насколько ее использование выгодно.
Причем ее ведь сейчас можно создавать и более дешевыми способами, как мы это делаем в ADVANTSHOP, например, с «ВКонтакте», системами CRM, телефонией и др.
4. Пока что эти технологии никак не меняют российский рынок. Единицы используют технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности.
Из ярких – Lamoda, которая с помощью чего-то похожего на искусственный интеллект помогает подобрать пользователю фотографию образа с вещью из их интернет-магазина.
Но изменения неизбежны, и в первую очередь будут меняться те части рынка, которые связаны с обработкой big data. Многие компании их собирают, но не могут полноценно использовать.
Искусственный интеллект как раз может прийти на помощь и превратить эти большие объемы данных в полезные для бизнеса знания.
Я считаю, что каждая компания в мире, необязательно e-commerce, через какое-то время поставит себе в план внедрение искусственного интеллекта.
Его использование будет одним из серьезных конкурентных преимуществ, ведь очевидно, что компания, у которой системы рекомендаций, умный поиск, грамотная сегментация клиентов и индивидуализация магазина налажены лучше, будет делать больше продаж.
А тех, кто совсем не будет ее применять, просто выбросят с рынка.
Чуть менее оптимистично я думаю о виртуальной реальности. Еще 10 лет назад были виртуальные модели и технологии, которые позволяли их создавать.
Она медленно, но верно развивается. Но есть же такое понятие, как уровень проникновения технологии. Поэтому я не верю, что через 10 лет VR полностью заменит привычные нам технологии потребления товаров через интернет.
Она лишь частично добавит ценности тому, что уже люди привыкли покупать. Однако, мне кажется, ее применение будет очень нишевым и коснется визуализации товарных приложений.
Например, будут в ходу виртуальные примерочные или можно будет купить специальные VR-очки и посмотреть через них, как будет смотреться диван в квартире.
5. Этому вопросу уже несколько лет, даже создана целая Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая борется за то, чтобы российские игроки занимались продажами на российском рынке.
Риторика в этой сфере идет с позиции, что если российские игроки уйдут, то государство вообще никак не сможет управлять потоком товаров иностранных компаний, поэтому нужно ограничивать конкуренцию.
Но это не мешает AliExpress входить в Россию, потому что если потребителю выгодно заказывать китайские товары, то, даже если будут законодательные ограничения, найдется способ довести их до рынка. А многие из тех, кто сейчас выступает за это ограничение, имеют производство в Китае.
Тогда какая разница между компанией, которую по всем законам создаст гражданин КНР на территории России, и российским предпринимателем, если закупают они свой товар у одного и того же китайского поставщика?
В России нужно стимулировать свое производство. Это сложнее, но гораздо перспективнее. Тот же Китай, чтобы дерево обрабатывали именно на его территории, оплачивает компаниям-закупщикам всю логистику из России.
Естественно, российским предпринимателям в этом случае дешевле обрабатывать дерево именно там, ведь перевезти тот же лес из одного города в другой выйдет дороже.
Есть еще рынок маркетплейсов, на котором уже находятся «Яндекс.Маркет», AliExpress и другие. И понятно, что его ждет глобализация и он будет интересовать крупнейшие компании по всему миру.
Если мы не можем выиграть этот рынок своими предпринимателями, сделаем так, чтобы пришли заграничные, но на тех условиях, которые выгодны России.
А те, кто пытается «защититься от иностранных конкурентов», копают ему яму, потому что исходят из личной выгоды, а не из интересов государства.
|