Криптовалюты, или Как извлечь нечто из ничего::БИТ 01.2018
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

22.04.2024

Сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы» проводит ЗАКРЫТУЮ встречу в рамках выставки «Связь-2024»!

Читать далее 

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

Криптовалюты, или Как извлечь нечто из ничего

Главная / Архив номеров / 2018 / Выпуск №01 (74) / Криптовалюты, или Как извлечь нечто из ничего

Рубрика: Криптовалюты


 Алексей ЛагутенковMBA Kingston University UK, ITSM Manager, MCSE+I, MCSE:S:M, MCDBA, MCDST

Криптовалюты,
или Как извлечь нечто из ничего

Не приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль задуматься о мечтах и потребностях вашего, скажем, холодильника? Кто-нибудь вообще пытался с ним серьезно поговорить, чтобы наладить контакт или подружиться? Рискну предположить, что ответом будет: «Еще нет, но у нас есть один очень хороший знакомый психиатр…»

Криптовалюты, или Как извлечь нечто из ничегоПохоже, что недалеко то время, когда бытовые приборы будут существенно умнее нас. Впрочем, это не так обидно. Гораздо глубже ранит душу тот факт, что в ближайшем будущем наш холодильник может оказаться гораздо богаче большинства из нас и будет позволять себе такое, что многим не по карману.

Некоторое время назад европейские державы, имеющие выход к морю, открыли для себя интереснейший вид бизнеса: грабеж колоний. Оказалось, что ROI проектов по организации морского путешествия головорезов, включающего геноцид местного населения некоей далекой страны с вывозом тамошних богатств, немыслимо высок! Несмотря на все очевидные достоинства, у подобных проектов был один громадный недостаток: организация таких безобразий – чертовски дорогая штука! Некоторым европейским монархам было не по силам снарядить очередную экспедицию, даже имея в своем распоряжении все деньги королевства. Средств оказывалось маловато для организации экспедиции. Тем не менее дальние страны сами себя не ограбят – над этим надо работать!

Именно тогда родилось интересное решение, которое сегодня нам известно под названием «акционерное общество». Кто-то мудро заметил, что денег в стране у населения все же несколько больше, чем у отдельно взятого короля. Конфисковать все эти деньги невозможно, поскольку это приведет к социальному взрыву, но зато можно предложить гражданам поучаствовать в проекте под названием «Колонизация, несущая цивилизацию, добро и свет дикарям», чтобы потом разделить барыши с акционерами.

Желающих находилось много. Люди покупали участие в кампании, получая взамен акции, в соответствии с количеством которых позже распределялось награбленное. Реестр акционеров, простые и привилегированные акции – все это наследие тех далеких времен, когда строился колониальный мир.

Сегодня организация акционерного общества – довольно изощренный и дорогостоящий процесс. Привлечь под него деньги широких масс населения удается только в процессе IPO – размещения акций на бирже. Выход на IPO сам по себе чрезвычайно сложное мероприятие, требующее безупречного функционирования компании по крайней мере в течение нескольких лет. Вся та милая простота, с которой можно было нанять шайку бандитов во главе с капитаном и отправить их в путь дальний за богатствами заморскими, давно в прошлом. О тех романтических временах остались лишь воспоминания.

В наши дни интересные проекты, требующие финансирования населения, никуда не исчезли. Правда, теперь для исполнения благих начинаний не требуется уничтожать целый заморский народ. Однако организация и работа акционерного общества стали настолько сложным и дорогим процессом, что это все практически недоступно неподготовленному физическому лицу без специального образования. Даже если человек всей душой готов вложить в предприятие свои деньги в надежде заработать. Потому появился новый способ финансирования – так называемый краудфандинг.

Сам термин возник в 2006 году. Краудфандинг (англ. crowdfunding – «народное финансирование») – способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах. Современная модель краудфандинга подразумевает взаимодействие автора-инициатора, который предлагает идею или проект для финансирования, краудфандинговой площадки или платформы – специализированного интернет-сайта для анонсирования проектов и сбора средств, а также спонсоров (доноров или бэкеров), которые поддерживают начинание и получают материальное или нематериальное вознаграждение.

От акционерного общества краудфандинг выгодно отличается простотой присоединения всех желающих, а также тем, что для начала сбора средств не обязательно иметь коммерческий образец продукта или даже прототип. Достаточно одной идеи. В 2014 году через краудфандинг было привлечено $16 млрд по всему миру, а в 2015-м – до $34 млрд.

В принципе краудфандинговое инвестирование и само по себе интересная штука, но после того, как к процессу присоединились криптовалюты и блокчейн, дело приняло еще более интригующий оборот

В принципе краудфандинговое инвестирование и само по себе интересная штука, но после того, как к процессу присоединились криптовалюты и блокчейн, дело приняло еще более интригующий оборот.

Что такое криптовалюта, о которой все говорят и которую многие вот-вот собираются начать «майнить», но пока не знают как? Это расчетная единица, право собственности на которую, а также все перемещения которой фиксируются в зашифрованной, децентрализованной базе данных – блокчейне. Актуальность сведений в этой базе и изменения в ней поддерживают майнеры – те, кто добывает/вычисляет новые блоки в блокчейне, используя вычислительные мощности (и изрядное количество электроэнергии). Каждый майнер, добавивший новый блок к блочейну, получает вознаграждение в криптовалюте, а также комиссии тех, чьи переводы включены в блок. В большинстве случаев майнингом называется процесс поиска новых блоков в целях добавления их к блокчейну для получения вознаграждения.

Какая вообще связь между блокчейном, криптовалютами и краудфандингом? Самая прямая! Оказалось, что на базе двух самых распространенных криптовалют, биткоина и эфириума, чрезвычайно удобно создавать как платформы для выпуска новых криптовалют, так и использовать киберденьги на различные краудфандинговые начинания.

Процесс выпуска любых новых криптовалют и их производных получил название ICO. Согласно Википедии: «ICO – Initial Coin Offering (в пер. с англ. – «первичное предложение монет, первичное размещение монет», по аналогии с IPO – Initial Public Offering – «первичное размещение акций») – форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией».

В рамках ICO можно выпускать не только новые криптовалюты, но и так называемые токены. Если говорить совсем просто, то токены нельзя «майнить», поскольку это производный инструмент, надстройка над криптовалютой для использования в определенном проекте. Например, рубль – это валюта. Но если купить за рубли билет на поезд, то рубль превратится в «функциональный токен», который даст право участия в проекте «проезд на поезде до определенной станции».

Желающие поучаствовать в новом краудфандинговом проекте просто присылают свои биткоины или эфириумы на площадку системы сбора средств, а система сама ведет учет цифровых валют, просчитывает время актуальности проекта и прочие технические детали. В ответ на перечисление криптовалюты держателю интереса присваиваются криптотокены проекта, которые в дальнейшем и будут являться своего рода акциями участия (см. рис. 1).

Рисунок 1. Упрощенная схема краудфандингового инвестирования с помощью криптовалют

Рисунок 1. Упрощенная схема краудфандингового инвестирования с помощью криптовалют

В принципе в краудфандинге с использованием блокчейн-технологий не было бы ничего необычного, если б весь механизм не был основан на использовании криптовалюты – инструмента, который пока не признан мировым сообществом в качестве расчетного средства, хотя по законодательству некоторых стран уже может считаться собственностью или товаром.

Для того чтобы стать полноценной инвестиционной платформой с материальным обеспечением сделок краудфандинговым платформам нужна поддержка мира реальных денег или реальных товаров.

Изначально криптовалюты не имеют никакого материального обеспечения. Это лишь записи в таблицах БД, распределенные по всему миру. Более того, до недавнего времени вообще невозможно было совместить криптоденьги с материальными ценностями. Любые сделки с биткоинами происходили на добровольно-экспериментальной основе. Продавец соглашался отдать что-то за цифровую валюту, понимая, что это всего лишь тест, в результате которого никакой материальной выгоды возникнуть не может. Нет никаких законов или правил, по которым устоявшуюся криптовалюту (такую, как биткоин или эфириум) или новую, полученную в результате ICO, можно было бы как-то связать с материальными ценностями. Например, обменять на золото или серебро в банке по фиксированному или биржевому курсу.

Однако современный мир совершенно непредсказуем, и прогресс не заставил себя ждать. Как оказалось, если сложить нематериальное и нематериальное, то знак отсутствия материи сохраняется не всегда, если использовать CFD.

CFD (англ. Contract For Difference – «контракт на разницу цен») был придуман в Великобритании в начале 1990-х годов. Смысл его заключается в том, что это нематериальный объект, представляющий собой взаимный договор между продавцом и покупателем о передаче разницы стоимости актива, которая возникает между моментами времени заключения и закрытия договора. Цена актива выросла – в выигрыше покупатель, цена упала – в выигрыше продавец.

Принципиально CFD – это производная ценная бумага, по аналогии с фьючерсами, опционами и прочими деривативами. Отличие состоит в том, что данным инструментом могут пользоваться даже те инвесторы, капитал которых совсем незначителен. Играть можно как на повышение, так и на понижение. У игроков не возникает права собственности на базовый актив, лежащий в основе CFD. В результате получился почти идеальный финансовый инструмент для физических лиц, который можно применить ко всем товарным и нетоварным активам на бирже, а также к их производным.

Говоря простым языком, CFD хорош тем, что позволяет простым людям лично играть на изменении биржевых индексов и цен (например, на драгметаллы), не уплачивая при этом дополнительных сборов и не вступая в физическое владение золотом, серебром или платиной.

Пожалуй, первыми, кто догадался совместить процессы ICO и CFD, оказались Израильская алмазная биржа, IDE (англ. Israel Diamond Exchange), и израильская же хай-тек-компания CARATS.IO. IDE считается крупнейшей алмазной биржей в мире, где задействовано более 2800 диамантеров.

В планы IDE и CARATS.IO входит выпуск цифровой валюты в феврале-марте 2018 года, которая будет базироваться на индексе, основанном на колебаниях цен бриллиантов алмазного рынка города Рамат-Ган. Называться новая криптовалюта будет «CDC» (от англ. CARATS.IO Diamond Currency) [1].

Президент IDE Йорам Дваш сказал по поводу нового проекта следующее: «В течение последних нескольких лет предпринималось множество попыток превратить алмазы в жизнеспособный финансовый инструмент, но никто не преуспел. Мы считаем, что для достижения этой цели крайне важно вовлечь стороны из-за пределов алмазного мира в рамках Инновационного центра, который мы создали на Алмазной бирже. Привлечение новых инвесторов в алмазный сектор в Израиле имеет важное значение для местной промышленности и для страны. Мы намерены использовать невероятный опыт, который предлагает высокотехнологичная промышленность Израиля» [2].

CARATS.IO в свою очередь заявила: «Алмазная промышленность может быть привлекательным каналом инвестиций для многих инвесторов в цифровых валютах. Эта валюта уникальна, поскольку она будет подкрепляться инвестициями в алмазы, цены на которые неуклонно растут с течением времени. Существует большое сообщество инвесторов в цифровых валютах по всему миру. Поддерживая новую валюту алмазами, мы значительно уменьшаем спекулятивный уровень инвестиций. Наше сотрудничество с Израильской алмазной биржей – важный шаг в превращении этой валюты в реальность» [2].

Недавние планы Евросоюза по признанию искусственного интеллекта субъектом гражданского права, а также желание повесить на роботов уплату налогов кажутся уже не такими безумными

Однако индексная торговля – это не единственная инновация в мире криптоденег. Интересное заявление в области краудфандинга с помощью цифровых валют сделано в статье «Демократия на блокчейне. Децентрализованные автономные организации» [3]. В качестве эпиграфа к статье использован твит Ричарда Брауна – директора по технологиям компании R3 CEV1: «On the Blockchain, no one knows you’re a fridge» (в пер. с англ. – «При использовании блокчейн никто не узнает, что вы – холодильник»).

Что означает столь загадочная фраза? До недавнего времени все инвестиционные решения принимались и исполнялись людьми и принадлежали людям. Сейчас появилась вероятность, что все останется, как было, но с оговоркой: «Все инвестиционные решения могут приниматься и исполняться по большей части людьми и принадлежат в том числе людям».

В настоящее время нет никакой разницы, кому принадлежат и кем исполняются контракты в системе ICO. Люди и роботы в равной степени могут владеть криптовалютами, участвовать в голосовании по контрактам и запускать собственные проекты. Это называется блокчейн-демократией.

То есть холодильник, появившийся в результате «технологической революции 4.0», являющийся частью интернета вещей IoT, обладающий достаточным вычислительным ресурсом для запуска искусственного интеллекта (ИИ), подключенный к блокчейну и ICO-платформам, вполне может стать в определенный момент богаче своего владельца. ИИ, работая с big data-статистикой, накопленной по предыдущим проектам, вполне может научиться выбирать готовые успешные решения для участия или самостоятельно запускать ICO и краудфандинги без участия человека. Это тем более вероятно, что, если голосование по контрактам будут осуществлять другие участники системы интернета вещей, понять, кто есть истинный бенефициар того или иного начинания, станет невозможно.

В такой ситуации недавние планы Евросоюза по признанию искусственного интеллекта субъектом гражданского права, а также желание повесить на роботов уплату налогов кажутся уже не такими безумными.

Вернемся в обыденный мир. Несмотря на все эти возможные инновации из области хай-тека, пока мы не располагаем ни холодильниками-меценатами, ни самостоятельно оплачивающими свою стоянку «гуглмобилями». Тем не менее мир совершенствуется с каждым годом. Сложный, утопичный проект 2009 года, который, казалось, может быть интересен только маньякам-программистам, в 2017-м вдруг обогнал по капитализации экономику многих стран! Сегодня бессмысленно, а то и опасно рассчитывать, что блокчейн окажется «мыльным пузырем», «пирамидой» и «в самое ближайшее время принесет убытки всем участникам». Может быть, принесет, а может быть, и нет. По крайней мере именно сейчас основной проблемой криптовалют являются не опасения на тему «когда оно рухнет», но совершенно дикие, грабительские комиссии на ввод/вывод реальных денег в систему. Тем не менее все это не мешает кое-кому разбогатеть. По крайней мере уже появились новые долларовые миллиардеры, поднявшиеся за счет криптовалют, которым нет даже тридцати лет [4].

Чем ответит Россия на все эти криптовалютные вызовы в 2018 году? Вопрос сложный и многогранный. Что если взглянуть на него, скажем, с точки зрения CDC? Россия – одна из лидеров добычи алмазов в мире. К тому же у нас в стране есть целых шесть особых экономических зон для поддержки инноваций, и это не считая Сколково. Может быть, по примеру IDE следует попытаться как-то совместить материальные ценности с нематериальными, а также с инновационными криптоактивами?

С другой стороны, практика внедрения инноваций в России чрезвычайно сложна и, как показало введение закона № 217 от 02.08.2009 о создании «Малых инновационных предприятий», не всегда все так легко, как хотелось бы. Кроме того, у нас слабо практикуется создание производных финансовых инструментов. Например, для физических лиц сейчас есть только ИИС и ПИФ, а для мира завтрашнего дня этого крайне мало, и рынок малых инвестиций через финансовые производные ох как важен!

Становится очевидным, что дело уже не просто в признании или непризнании блокчейна и биткоинов на уровне государства. Проблема гораздо шире и интереснее. Планы по местному, государственному регулированию глубоко зашифрованного и распределенного по всему миру рынка криптовалют, безусловно, важны, однако гораздо важнее не упустить время! Есть хорошая пословица: «Если чем-то нельзя управлять, то, может быть, это следует возглавить?» Кстати, первой это поняла Беларусь [5].

  1. Diamond Exchange announces new currency – https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5013838,00.html.
  2. Israel Diamond Exchange to Launch Diamond-Backed Cryptocurrency – https://www.financemagnates.com/cryptocurrency/innovation/israel-diamond-exchange-launch-diamonds-backed-cryptocurrency/.
  3. Democracy on the blockchain. Decentralized Autonomous Organization – https://ethereum.org/dao.
  4. Википедия: «Бутерин, Виталик» – https://ru.wikipedia.org/wiki/Бутерин,_Виталик.
  5. Первая в мире: Беларусь узаконила блокчейн и криптовалюты – https://ru.sputnik-news.ee/ews/20171222/8535908/Pervaja-mir-Belarusj-uzakonila-blokchejn-kriptovaljuty.html.

1 Международный банковский консорциум, в финансировании которого принимают участие такие гиганты банковского сектора, как Bank of America Merrill Lynch, HSBC, ING, Banco Bradesco, Itaú Unibanco, Natixis, Barclays, UBS и Wells Fargo и японская SBI Group. Среди инвесторов присутствуют также два представителя небанковского сектора: IT-гигант Intel и сингапурская государственная инвестиционная компания Temasek Holdings. С момента основания R3 в 2015 году к его рядам примкнуло уже более 80 крупных банков и финансовых компаний со всего мира, вдохновленных идеей оптимизации процессов при помощи технологии блокчейн.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика