Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?
Календарь мероприятий
декабрь    2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

12.12.2017

Antifraud Russia 2017: старые проблемы и новые вызовы

Читать далее 

12.12.2017

РАЭК и Okkо провели исследование развития российского рынка онлайн-видеосервисов

Читать далее 

08.12.2017

Крипто-энтузиастов, блокчейн-евангелистов, героев ICO, децентрализированных хайперов и просто героев своего времени 13 декабря найдет награда RcryptA

Читать далее 

08.12.2017

Рунет 2017: итоги года

Читать далее 

08.12.2017

Несколько дней назад мы анонсировали выход Отчета по Форуму All-over-IP 2017

Читать далее 

08.12.2017

Саммит Connected Car: тенденции рынка подключенных автомобилей в РФ

Читать далее 

08.12.2017

Altium Limited объявляет о начале сотрудничества с Пензенским государственным университетом

Читать далее 

показать все 

Статьи

14.11.2017

Опрос. Как вам шеринг?

Читать далее 

14.11.2017

Опрос. ИИ: вера сильнее страха?

Читать далее 

14.11.2017

Опрос. Что вас напрягает?

Читать далее 

14.11.2017

Виртуальная реальность – психоз или инструмент поглощения информации будущего?

Читать далее 

14.11.2017

Послевкусие от переговоров

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

16.04.2017

Цифровизация экономики

Читать далее 

23.03.2017

Сервисная компания – фея или Золушка?

Читать далее 

17.02.2017

Информационные технологии-2017

Читать далее 

показать все 

Борис Славин: «Цифровизация необходима для того, чтобы сделать интеллектуальную деятельность человека более эффективной»

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №07 (70) / Борис Славин: «Цифровизация необходима для того, чтобы сделать интеллектуальную деятельность человека более эффективной»

Рубрика: ИТ-образование


Борис Славин:
«Цифровизация необходима для того, чтобы сделать интеллектуальную деятельность человека более эффективной»

Цифровая эпоха привела к серьезной трансформации экономики и деятельности компаний. И, как следствие, выдвинула новые требования к образованию в сфере ИТ. В этом убежден научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при Правительстве РФ, член правления Союза ИТ-директоров России

Борис Славин– Борис, расскажите, пожалуйста, о трендах и перспективах развития ИТ.

– Один тренд связан с цифровой экономикой страны и с цифровизацией большинства существующих сервисов. Если раньше о цифровизации бизнеса говорили только айтишники или продвинутые бизнесмены, то сейчас об этом заговорили на всех уровнях.

Дело в том, что цифровизация, как это ни парадоксально, не приведет к тому, что в экономике будет занято меньше людей. Как раз наоборот. Благодаря цифровизации изменятся требования к информационным системам (ИС) – их центром станет человек.

В развитии корпоративных информационных систем можно выделить несколько этапов. Первые ИС появились как вычислительные центры сначала в компаниях, на производстве. Понятно, для чего: если у вас большое производство, вам нужно серьезное планирование, то на бумажке производить расчеты очень сложно, поэтому использовались вычислительные ресурсы. Так были созданы автоматизированные системы управления (АСУ). Кстати, на Урале один из старейших ИТ-клубов до сих пор называется «Клуб профессионалов АСУ Урала».

Потом начался второй этап: были разработаны процессные информационные системы, суть которых – автоматизация бизнес-процесса. Информационные системы класса ERP относятся частично к вычислительному типу, а частично – к процессному. Задача ERP – не только расчеты необходимых финансов и материалов, но и взаимодействие между подразделениями компании, а это уже поддержка именно бизнес-процесса.

Следующий этап развития информационных систем, контентно-ориентированных, связан с тотальной цифровизацией бизнес-процессов. Если во втором периоде задача была организовать процессы, то при организации процесса выяснилось, что в цифру можно переводить не только описания самих процессов, но и, например, контент в документообороте.

Что еще произошло одновременно с развитием процессных информационных систем? Вдруг выяснилось, что хранение данных стало дешевым. Это совершенно изменило отношение к ним, очень многие компании стали хранить цифровой контент, потому что порой возникает необходимость обратиться к каким-то данным десятилетней давности.

Снижение стоимости хранения данных, наличие цифрового контента привели к появлению инструментов, связанных с анализом больших данных, к системам управления контентом предприятия.

Что дальше? Следующим этапом будет развитие субъектно-объектной информационной системы.

В свое время я, будучи ИТ-директором, думал, что моя основная задача – структурировать всю информацию, оцифровать и положить в базу данных. И если смогу сделать так, чтобы в компании все процессы совершались с помощью технологий, то я свою задачу выполнил.

Каково же было мое удивление, когда я, полагая, что практически все автоматизировал, стал замечать, что по мере структурирования данных все большее значение принимает неструктурированная информация, например, при общении между людьми. Но потом я понял, что, оцифровывая информацию, мы избавляем сотрудника компании от рутинной работы, перекладываем ее на информационную систему. И освобождаем его для интеллектуальной деятельности.

Цифровизация необходима для то-го, чтобы сделать интеллектуальную деятельность человека более эффективной. Допустим, работу бухгалтеров можно практически полностью автоматизировать.

– Это спорное утверждение, наверное, бухгалтер во многих организациях будет еще очень долго нужен.

– Когда вы работаете в небольшой компании, там, действительно, один бухгалтер справляется и с текучкой, и с нестандартными задачами. Но бухгалтеры в крупных компаниях в основном заняты рутинной работой. А нестандартные задачи решает только главный бухгалтер. Так почему бы не автоматизировать всю рутину, которая отнимает очень много рабочего времени, а интеллектуальные задачи оставить сотрудникам?

Компетентный подход должен быть не только в российском образовании, он должен быть еще и в российском бизнесе. Когда мы начнем понимать, какого рода компетенции ИТ-специалистов необходимы бизнесу, тогда сможем дать необходимые знания студентам

Сегодня за счет автоматизации и роботизации все меньше людей в экономике, на любом предприятии занимаются рутинным трудом. Доля интеллектуальной деятельности предприятия возрастает в силу того, что большая часть процессов уходит в цифру.

Современные менеджеры, сотрудники крупных компаний все чаще пользуются ИТ-инструментами, которые не связаны напрямую с их ИТ-отделами. У многих сотрудников есть, кроме корпоративной, также и интернет-почта. Это связано с тем, что рабочая деятельность менеджера стала тесно связана с его личной жизнью. Люди все чаще могут общаться в свободное от работы время по рабочим делам и наоборот.

В рабочее время уже допустимо общаться по личным делам. Почему?

Потому что это бывает эффективнее. Скажем, мне эффективнее решить вопрос в банке в рабочее время. Но зато в выходные я буду решать вопросы, связанные с моей непосредственной работой. С подобной конвергенцией личной и рабочей жизни руководителям компаний и предприятий теперь приходится мириться. Многие руководители бизнеса понимают это.

Интересно, что конвергенция личного и рабочего времени приводит к конвергенции информационных продуктов. Социальные сети теперь нередко используют для деловой переписки, равно как и частную интернетовскую почту.

Меняя работу, менеджеры часто приходят на новое место со своими личными рабочими контактами. Нравится это или нет руководителям, но ценность таких топ-менеджеров, занимающихся интеллектуальным трудом и в связи с этим обладающих обширными деловыми связями, будет только возрастать. Они – основной ресурс современного предприятия. И возможности информационных систем должны быть направлены на создание всех условий для их интеллектуального труда.

Информационная система должна уметь «дружить» с теми же социальными сетями, с корпоративной почтой. Конечно, новые требования к ней разрушают привычные связи и схемы работы. Больше всего от этого страдают специалисты по информационной безопасности, потому что они привыкли к тому, что существует периметр предприятия, который надо защищать. Теперь же система защиты должна быть совершенно другой.

Сегодня мы живем в цифровой эпохе, во время расцвета контентно-ориентированных информационных систем. Но айтишникам следует понимать, что за ними придет другая волна, другие технологии, гораздо более сложные. И к решению новых задач – к настройке системы под человека – надо готовиться уже сейчас.

– Наверное, подготовку к управлению субъектно-объектной информационной системой надо закладывать и в образовательные программы в технических вузах?

– Да, конечно. На Западе уже лет десять существуют стандарты необходимых компетенций для разных отраслей, и для ИТ-отрасли в том числе. Они подробно прописаны в Европейской рамке компетенций ИКТ-специалистов для всех секторов индустрии. В США существует своя Модель компетенций с градацией в виде пирамиды.

Крупные западные компании, равно как и образовательные организации, давно перешли на так называемый компетентный подход. Формально и наше образование тоже перешло на него. Но проблема в том, что компетентный подход должен быть не только в российском образовании, он должен быть еще и в российском бизнесе. Когда мы будем понимать, какого рода компетенции ИТ-специалистов необходимы бизнесу, тогда мы сможем дать необходимые знания студентам. Однако наш бизнес еще не классифицировал эти компетенции. Поэтому так сложно сегодня вузам определять их самим.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №10 (73) 2017г.
Выпуск №09 (72) 2017г. Выпуск №08 (71) 2017г. Выпуск №07 (70) 2017г. Выпуск №06 (69) 2017г. Выпуск №05 (68) 2017г. Выпуск №04 (67) 2017г. Выпуск №03 (66) 2017г. Выпуск №02 (65) 2017г. Выпуск №01 (64) 2017г.

Телеканал «Про Бизнес», программы «Технологии в ритейле»

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика