Светлана Романова: «Москва, занимая в рейтингах автоматизации образования ведущие позиции, все же имеет значительный потенциал для развития»
Главная /
Архив номеров / 2017 / Выпуск №07 (70) / Светлана Романова: «Москва, занимая в рейтингах автоматизации образования ведущие позиции, все же имеет значительный потенциал для развития»
Рубрика:
ИТ-образование
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Светлана Романова: «Москва, занимая в рейтингах автоматизации образования ведущие позиции, все же имеет значительный потенциал для развития»
На вопросы «БИТа» о внедрении информационных технологий в образование отвечает Светлана Романова, руководитель направления «Информационные технологии в образовании» Департамента информационных технологий города Москвы
– Светлана, как и какие технологии «Умного города» применяются в образовании?
– «Умный город» – это город, использующий информационные и инновационные технологии для того, чтобы сделать жизнь горожанина комфортной и интересной. Важной составляющей, конечно, является адаптивное образование. Сейчас новые технологии реализуются в проекте «Московская электронная школа» (МЭШ). Во-первых, в рамках инфраструктурной части проекта все школы города обеспечиваются Wi-Fi-точками, серверами, интерактивными панелями в классы, ноутбуками для учителей. Кроме инфраструктурной составляющей, проект имеет важную программную часть – общегородские электронный журнал и дневник и библиотеку электронных материалов.
– Цифровизация образования – сегодняшний срез и ее перспективы?
– С точки зрения внедрения ИТ мы уже смело можем говорить о хороших результатах. Все управленческие процессы школ автоматизированы, внедрена облачная бухгалтерия. Мы победили ночные очереди при записи детей в первый класс. Теперь есть специальный сервис на портале www.mos.ru, через который родители могут записать ребенка и в первый класс, и в различные кружки. С другой стороны, разумеется до полноценного «умного образования» нам есть еще куда расти. Это подтверждают и международные исследования, согласно которым Москва, занимая в рейтингах автоматизации образования ведущие позиции, все же имеет значительный потенциал для развития с точки зрения внедрения ИТ непосредственно в учебный процесс.
Над этой задачей мы тоже работаем. Проект МЭШ как раз основан на сочетании традиционного образования и современных ИТ-технологий, включая электронный контент.
Сейчас это наш ключевой проект в сфере образования. И основные его цели – информатизация непосредственно учебного процесса, того, что происходит в классе во время урока, а также организация дистанционного обучения. Чтобы ребенок мог самостоятельно изучить тему (например, находясь дома), сдать тест и решить свою конкретную задачу – догнать пропущенный материал, прийти более подготовленным или освоить интересный ему предмет более глубоко.
В проекте «Школа Новых Технологий» участвуют более 80 ИT-компаний |
В течение прошлого учебного года мы пилотировали полный функционал МЭШ в шести школах. В этом году в проект вступают все школы с точки зрения программной составляющей (использования электронного дневника и журнала, а также библиотеки учебных материалов и сценариев уроков), а концу 2018 года – и в аппаратной части (установка интерактивных панелей, подключение школ к Wi-Fi и т.д.).
На текущий год стоит задача разработать контент для всей общей образовательной программы. И здесь задача Департамента информационных технологий города Москвы (ДИТ) –обеспечить в платформе МЭШ все необходимые инструменты. Также будем работать над развитием функционала по созданию индивидуальных планов обучения для каждого ребенка.
– Кто является заказчиком ДИТа по направлению «Информационные технологии в образовании»? Как происходит рождение новых проектов?
– Основным заказчиком, конечно, выступает Департамент образования города Москвы. Но также мы собираем обратную связь от пользователей наших систем и учитываем их пожелания к функционалу и удобству работы с продуктами в дальнейшей работе. При этом ДИТ также предлагает изменения к продуктам, когда речь идет о технологическом усовершенствовании существующих систем.
– Могут ли участвовать в той или иной части проектов коммерческие компании? Если да, то каким образом? Вообще каков вклад бизнеса в развитие цифровизации образования?
– Коммерческие компании могут и участвуют в наших проектах достаточно активно. Например, в проекте «Школа Новых Технологий» (ШНТ) участвует более 80 ИТ-компаний. Данный проект направлен на популяризацию информационных технологий среди учащихся и преподавательского сообщества, и благодаря партнерам для участников доступен широкий спектр технологий и ИТ-решений. Очень приятно, что у отечественных ИТ-компаний есть большой интерес к участию и поддержке образования. Это дает нам основание рассчитывать на бизнес и в дальнейшем, и не только на коммерческие, но и на партнерские отношения.
Также в самое ближайшее время коммерческие компании и отдельные специалисты будут вовлечены в задачи по наполнению контентом библиотеки МЭШ. В настоящее время прорабатываются юридические и технологические аспекты взаимодействия.
– Расскажите, пожалуйста, о направлении «Школа Новых Технологий».
– Это городской проект, который состоит из серии конкурсов, марафонов, образовательных активностей и мероприятий для детей и учителей по технологической модернизации школ. Участники ШНТ создают мобильные приложения, спецпроекты, собирают роботов.
В прошлом учебном году было проведено 1700 мероприятий, в следующем их будет уже свыше двух тысяч.
Масштабное внедрение проектов, связанных с применением искусственного интеллекта в образовании, мы увидим только года через два |
Проект пользуется очень большим успехом среди школьников. Для детей часто проводятся хакатоны. В рамках одного из них, например, дети запрограммировали модуль, который определяет уровень воды в кулере, отправляет показания на сервер и автоматически делает заявку, если ее осталось мало!
В проекте «Школа реальных дел» компании-работодатели предлагают школьникам решить реальные задачи, в «Школе ИТ-решений» ребята под руководством экспертов из ИТ-компаний и студентов–тьюторов разрабатывают и внедряют информационно-технологические решения, решающие проблемы школ.
В ходе конкурса 3D BUM идет совместная работа школьников, студентов и представителей компаний-вендоров в области разработки инновационных идей с их последующим прототипированием, 3D-моделированием и 3D-печатью созданных моделей. В общем, большая и интересная работа!
– Существуют ли выставки образовательных проектов?
– Конечно. Например, крупнейшее событие в сфере образования – Московский международный форум «Город образования» пройдет уже в начале сентября. В рамках форума состоится выставка с участием более 150 российских и зарубежных компаний, работающих в сфере образования. Форум организован при поддержке Правительства Москвы и призван представить Москву как мировую открытую площадку для обмена инновационными решениями в сфере образования.
ДИТ Москвы является одним из партнеров и активных участников форума и в рамках этого события проводит несколько мероприятий: трехдневный первый школьный IoT-хакатон, участниками которого выступают 10 команд-финалистов предварительного отбора – московские школьники 5-11-х классов, которые представляют свои решения по использованию информационных технологий для создания полезных для города устройств, которые смогут работать в интернете вещей, считывая, обрабатывая и передавая важную для жизни мегаполиса информацию.
Информационные технологии сегодня активно используются в столичных школах
Кроме этого, в рамках Форума 8 сентября 2017 года организована панельная дискуссия на очень актуальную и масштабную тему: «Умное образование: борьба двух интеллектов – кто победит?» В рамках этого мероприятия спикеры отвечают на вопросы, связанные с взаимодействием и противостоянием искусственного и естественного интеллектов, обсуждают тренды в сфере образования.
– Начало учебного года – весьма удачное время для того, чтобы представить новые направления в сфере образования. В конце сентября пройдет Международная конференция по новым образовательным технологиям. #EDCRUNCH 2017. Будут ли там представлены проекты ДИТа?
– В рамках конференции ДИТ принимает участие в панельных дискуссиях на тему «Использование потенциала больших данных в интеллектуальных адаптивных моделях обучения» и «Внедрение технологий VR в образовании» в рамках Школьного трека международной конференции по новым технологиям в образовании.
– Актуальная тема – искусственный интеллект. Как она вписывается в технологии образования?
– Школьникам часто требуется поддержка: советы и рекомендации о том, как восполнить пробел в знаниях, где найти материал на интересующую тему, как попробовать себя в новом направлении. Тут мы как раз видим применение искусственного интеллекта как наставника или скорее тьютора, помогающего детям двигаться по индивидуальной образовательной траектории, дающего те самые советы и рекомендации на основе анализа больших данных.
Но масштабное внедрение проектов, связанных с применением искусственного интеллекта в образовании, мы увидим только года через два. Потому что весь искусственный интеллект основан на больших данных, которые требуют длительного периода накопления. Кроме того, очень важна методология применения искусственного интеллекта. Любая ошибка здесь сведет на нет весь эффект.
– Как обеспечивается информационная безопасность в различных ее проявлениях – от контентной до фильтрации интернета и обучения правилам поведения в киберпространстве?
– В продукте «Образование» мы делим безопасность на четыре направления. Во-первых, это безопасность контента. Тут мы занимаемся контролем за реализацией ролевой модели, настройкой путей модерации контента в контентной платформе.
Во-вторых, ИТ-безопасность. Здесь мы обеспечиваем как фильтрацию интернета в точках доступа Wi-Fi, которые сейчас устанавливаются в школах, так и приоритезацию трафика (то есть приоритет показа отдается школьному контенту).
В-третьих, мы считаем, что важно обучать детей (да и родителей) правилам поведения в киберпространстве, возможно, вместе с семьей. Поэтому в рамках ШНТ у нас запланированы целевые мероприятия, например в октябре пройдет конкурс по информационной безопасности среди школьников с активным привлечением ДИТа и отрасли.
И, в-четвертых, любая информационная система разрабатывается и сопровождается с учетом требований информационной безопасности. Образовательные сервисы – не исключение.
– Планы дальнейшего развития информатизации образования?
– Ближайшие перспективы связаны с содержанием и качеством контента, который учителя и дети используют на уроках и при дополнительном образовании. Нам нужно существенно нарастить число материалов для всех школьных дисциплин, добавить в контент интерактива и геймификации, чтобы обеспечить большую вовлеченность детей в процесс обучения.
Предстоит большая работа, в том числе с привлечением сторонних ИТ-специалистов, учителей и даже школьников.
Беседовала Ирина Ложкина В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|