2017-й – это год реального, а не «бумажного» импортозамещения::БИТ 07.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
декабрь    2023
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

08.12.2023

Опубликован шорт-лист «Премии Рунета 2023» 

Читать далее 

05.12.2023

Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» предлагает выпустить серию почтовых марок о беспилотном транспорте

Читать далее 

01.12.2023

X Международный конгресс SMART RUSSIA

Читать далее 

27.11.2023

В Москве наградили победителей Международного хакатона по искусственному интеллекту 

Читать далее 

показать все 

Статьи

21.11.2023

Как вы оцениваете развитие инфраструктурного ПО в России?

Читать далее 

22.09.2023

Эпоха российской ориентации на Запад в сфере программного обеспечения завершилась

Читать далее 

22.09.2023

Сладкая жизнь

Читать далее 

22.09.2023

12 бизнес-концепций, которыми должны овладеть ИТ-руководители

Читать далее 

22.09.2023

Проще, чем кажется. Эталонная модель документооборота или краткое руководство по цифровой трансформации

Читать далее 

22.09.2023

Какие hard skills вам нужны?

Читать далее 

22.09.2023

Какие hard skills вам нужны?

Читать далее 

25.07.2023

Как изменится ИТ-мир через 35 лет?

Читать далее 

25.07.2023

Тотальный контроль или разумная опека?

Читать далее 

03.07.2023

Property technologies: тренды и инновации

Читать далее 

показать все 

2017-й – это год реального, а не «бумажного» импортозамещения

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №07 (70) / 2017-й – это год реального, а не «бумажного» импортозамещения

Рубрика: Тема номера /  Импортозамещение


 Дмитрий Бессольцевдиректор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group

2017-й – это год реального,
а не «бумажного» импортозамещения

В июне 2017 года вышли методические рекомендации Минкомсвязи России (приказ № 334 от 29.06.2017), которые четко дали понять: в 2018-м не менее 50% рабочих станций в центральном аппарате ФОИВов и государственных внебюджетных фондов должны работать на отечественных операционных системах. А в 2019-м – уже не менее 80%. Для пакетов офисного ПО показатели тоже достаточно жесткие. И государственные компании в центре зашевелились.

В последние полгода в наш Центр компетенции по импортозамещению и Open Source идет постоянный поток запросов как от крупных, так и от средних ведомств. Чаще всего нас просят рассчитать ресурсные и финансовые затраты на переход на российское ПО, подобрать и протестировать стек программных продуктов, подходящих для безболезненного перехода, и т.д. Но бюджетов на то, чтобы оплатить подбор, тестирование, пилотную стадию проекта и консультации экспертов, у федеральных организаций зачастую нет. Потому что в 2016 году большинство из них все еще лишь наблюдало за тем, «а начнется ли реальное импортозамещение». И теперь пытается что-то сделать – получить детальные расчеты и т.д., чтобы выполнить требования Минкомсвязи.

Подразделения и подведомства государственных органов пока не так активны, потому что времени на переход у них больше. Они должны перевести 50-60% рабочих станций на российские ОС только к концу 2019-го. Следовательно, двигаться они начнут только в следующем году.

2017-й – это год совершенно реального, а не «бумажного», импортозамещения. И в этом году ни заказчики, ни разработчики отечественного софта не хотят оставаться один на один с ИТ-проблемами, которые неизбежно возникают в ходе миграции на импортонезависимое ПО. И те, и другие серьезно ужесточают требования к качеству внедрения и поддержки импортонезависимых решений. Они становятся намного категоричнее, чем еще год назад. И это главный тренд.

Резоны разработчика понятны – у него не хватает ни ресурсов, ни компетенций, чтобы профессионально поддерживать свои продукты в ходе масштабных внедрений (каждое на тысячи или десятки тысяч рабочих мест). Все силы отечественного вендора брошены на захват открывшейся ниши на ИТ-рынке, ее удержание и расширение.

У заказчиков свои причины для того, чтобы ужесточать требования к качеству внедрения и поддержки готовых ИТ-решений. У большинства из них нет команд, способных провести качественное развертывание импортонезависимого ПО и осуществить его поддержку с опорой на адаптированные к новым типам программного обеспечения ИТ-процессы. А если команда и есть, то у нее еще не наработаны нужные методики и подходы. Спасение тут – понятные и четкие гарантии того, что все внедренное будет работать как часы (SLA).

Ужесточение требований заказчика импортозамещающих решений выливается вот во что. В готовых комплексах системообразующих программных продуктов, которые создаются для упрощения и ускорения проектов импортозамещения, должно быть определено не только единое время реакции вендоров на ИТ-инцидент, но и единое время его закрытия (т.е. устранения неполадок). Распространение SLA не только на реакцию, но и на решение ИТ-проблем требует глубочайшего и очень внимательного взаимодействия всех компаний, чьи продукты представлены в комплексе. И если такое взаимодействие складывается, это дает заказчику и гарантию решения даже самых сложных ИТ-проблем в предсказуемые сроки, и возможность навсегда забыть о привычных раньше ситуациях. Например, о том, что службы техподдержки разных продуктов могут отправлять заказчика друг к другу, а проблема так и не решится. Для заказчика это упрощает управление рисками, связанными с ростом зависимости бизнес-проектов от ИТ. Если же взаимодействие и его результаты продуманы недостаточно хорошо – успеха не будет.

Есть зрелые российские продукты уровня предприятия, без которых качественное импортозамещение просто невозможно – это первая линейка операционных систем уровня предприятия (ОС АЛЬТ от «Базальт СПО»), СУБД PostgresPro от Postgres Professional, бизнес-приложения на базе 1С, продукты, связанные с информационной безопасностью крупных предприятий. Во все вышеперечисленное ПО заложен цикл непрерывного развития и улучшения, ответов на новые вызовы с помощью востребованных заказчиком функций. В ОС АЛЬТ это альтернативы службе каталогов MS Active Directory и инфраструктуре коллективной работы MS Exchange, в СУБД PostgresProfessional – более высокая производительность по сравнению с некоммерческим аналогом.

И, конечно, разработчики этих продуктов чрезвычайно оперативно исправляют найденные недочеты. Появляются новые риски для бизнеса потенциальных заказчиков, меняются требования законодательства, но это ПО всегда развивается в нужную сторону. Это большая заслуга команд, которые проектировали и развивали его изначально правильно. И делают это сейчас. Есть и менее зрелое отечественное ПО, которое сейчас дорабатывается, чтобы успешно конкурировать с западными проприетарными и Open Source-решениями.

Таким разработчикам стоит внимательно присмотреться к опыту лидеров и, не пытаясь изобретать велосипед, максимально использовать новые сервисы, основанные на партнерстве и аутсорсинге ключевых бизнес-функций. Например, подключиться к открытой шине технической поддержки российского ПО, созданной «Базальт СПО» и нашей компанией. В этом году к ней присоединилась компания PostgresPro, что позволило впервые осуществлять поддержку ключевых системообразующих ИТ-продуктов как единого целого.

Заказчикам и инвесторам нельзя вкладываться в ПО, которое хотя и соответствует критериям включения в реестр российского ПО, получено «сменой обложки» или доработкой какого-либо зарубежного продукта. Этим грешат многие российские ОС на основе Linux, которые полностью зависят от зарубежных репозиториев и зарубежных компаний и сообществ, выпускающих дистрибутивы на основе этих репозиториев. Такие продукты обречены на короткий жизненный цикл (до пяти лет) и никогда не будут поддерживать вычислительную технику на основе российских процессоров. Кроме того, разработчики локальной версии практически не влияют на направление развития репозитория и дистрибутивов.

Не стоит одновременно разрабатывать и поддерживать свой продукт. Это приведет либо к «завалу» поддержки, когда пойдет поток масштабных внедрений (тысячи и десятки тысяч рабочих мест в каждой организации), либо к отсутствию масштабных внедрений. И к тому, что потенциально сильное и востребованное ПО так и останется «нишевым». Лучше отдать непрофильные, но ключевые функции на аутсорсинг.

Экспертный совет Минкомсвязи по российскому ПО хорош тем, что проверяет лишь соответствие продуктов определенным критериям и не касается их функциональности, зрелости и т.п. Но для практического импортозамещения сужение перечня продуктов было бы хорошо. Иначе заказчикам очень трудно правильно выбрать, например, ту же операционную систему, да еще и уровня предприятия, а не подразделения – слишком много критериев нужно учесть. Интеграторы тоже не понимают, на какие продукты сделать ставку в приобретении компетенций, ведь рынок еще не определился. И это относится к каждой категории продуктов.

А вот расстановку сил между включенными в реестр продуктами должен определять уже сам рынок, конкурентная среда. И мы видим, что часто так и происходит. Но сможет ли рынок во всех случаях самостоятельно вычленить лучшее? В сегодняшних условиях, пожалуй, нет. Помешает сочетание многих факторов: малое число внедрений и их информационная закрытость, правило выбора ИТ-решений по критерию минимальной цены. Ограниченность ресурсов у большинства разработчиков при пассивности инвесторов и привычке заказчиков к «выкручиванию рук» разработчикам в части снижения их доходов и требования реализовать странные «хотелки». Все это резко усложняет дальнейшее развитие ИТ-продуктов. Конечно, это не значит, что государство должно «назначать победителей». Но оно должно создать систему противодействия этим факторам. А также научиться регулировать рынок с помощью стандартов.

Очень зависит. Если ИТ-директор – консерватор («все сам, своими силами»), то импортозамещение становится для него непосильной задачей. Команду с одинаково мощными компетенциями Windows/Linux сегодня сложно и собрать, и удержать. Шансы есть только у ИТ-директора, который является новатором. Но и ему приходится непросто. Надо правильно подобрать стек замещающих продуктов, чтобы он не только обеспечивал необходимый функционал, но и исправлял ошибки прошлой автоматизации (например, в интеграции приложений или в плане дыр в ИБ), а также отвечал современным требованиям к информационным системам и их взаимодействию. ИТ-директору нужно еще и разработать схему внедрения, поддержки, опробовать ее в «пилоте», успешно тиражировать на тысячи рабочих мест… Даже с привлечением Центра компетенции развитой сервисной компании это сложная и нетривиальная задача. Но у CIO-новатора, в любом случае, больше шансов на успех, чем у консерватора.

Если говорить об ответственности за выбор ПО – CIO-новаторы начали делать проекты по импортозамещению еще «вчера», то есть в прошлом году. Причем новаторы зачастую работают в РОИВах, которые могли бы «терпеть» еще до 2019 года. Конечно, такие ИТ-директора берут на себя большую часть ответственности за выбор, не забывая при этом подключать тех, кто заранее наработал компетенции по внедрению и поддержке выбранного ПО (зрелые сервисные компании, интеграторы). Такие люди делают хорошие проекты и хорошие карьеры. И совершенно оправданно. А есть те, кто до сих пор рассчитывает «переждать». И для них главное – успеть и в последний момент запрыгнуть в уходящий поезд импортозамещения. Поэтому и выбор ПО, и само внедрение для них не так значимы. И отношение к этим процессам у них соответствующее.

Без драйвера процесса в виде регулятора импортозамещение не пойдет. Кто-то должен ставить единые сроки, контролировать результаты, делать выводы, иначе этот болезненный процесс не будет качественным. Минкомсвязи – эффективная часть системы волеизъявления государства. Есть и другие части – правительство, подсистема сертификации, ФАС и др. И все действует как система.

Про совмещение трендов: во-первых, многие российские продукты уже идут на экспорт – 1С, продукты «Лаборатории Касперского». Во-вторых, в случае с российским ПО на базе Open Source (ОС АЛЬТ, СУБД PostgresPro и др.) все предельно ясно: большое количество доработок отдается в международное сообщество разработчиков, которое работает не только и не столько на развитие коммерческих продуктов. А учитывая мировой тренд на рост и расширение применения Open Source, это совершенно реальный разворот в сторону глобального рынка.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №08 (131) 2023г.
Выпуск №08 (131) 2023г. Выпуск №7 (130) 2023г. Выпуск №6 (129) 2023г. Выпуск №5 (128) 2023г. Выпуск №4 (127) 2023г. Выпуск №3 (126) 2023г. Выпуск №2 (125) 2023г. Выпуск №1 (124) 2023г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика