Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?
Календарь мероприятий
декабрь    2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

12.12.2017

Antifraud Russia 2017: старые проблемы и новые вызовы

Читать далее 

12.12.2017

РАЭК и Okkо провели исследование развития российского рынка онлайн-видеосервисов

Читать далее 

08.12.2017

Крипто-энтузиастов, блокчейн-евангелистов, героев ICO, децентрализированных хайперов и просто героев своего времени 13 декабря найдет награда RcryptA

Читать далее 

08.12.2017

Рунет 2017: итоги года

Читать далее 

08.12.2017

Несколько дней назад мы анонсировали выход Отчета по Форуму All-over-IP 2017

Читать далее 

08.12.2017

Саммит Connected Car: тенденции рынка подключенных автомобилей в РФ

Читать далее 

08.12.2017

Altium Limited объявляет о начале сотрудничества с Пензенским государственным университетом

Читать далее 

показать все 

Статьи

14.11.2017

Опрос. Как вам шеринг?

Читать далее 

14.11.2017

Опрос. ИИ: вера сильнее страха?

Читать далее 

14.11.2017

Опрос. Что вас напрягает?

Читать далее 

14.11.2017

Виртуальная реальность – психоз или инструмент поглощения информации будущего?

Читать далее 

14.11.2017

Послевкусие от переговоров

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

16.04.2017

Цифровизация экономики

Читать далее 

23.03.2017

Сервисная компания – фея или Золушка?

Читать далее 

17.02.2017

Информационные технологии-2017

Читать далее 

показать все 

Опрос. Импортозамещение в ИКТ: тупики и тренды

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №07 (70) / Опрос. Импортозамещение в ИКТ: тупики и тренды

Рубрика: Тема номера /  Импортозамещение


Импортозамещение в ИКТ: тупики и тренды

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты ведущих компаний

  1. Насколько успешно развивается импортозамещение в сфере ИКТ в 2017-м? Какие тренды вам кажутся наиболее важными?
  2. Улучшилось ли в последнее время качество российского ПО?
  3. Есть ли в импортозамещении тупиковые направления, в которые ИТ-компаниям не следует вкладываться?
  4. Как может быть усовершенствована работа по наполнению реестра российского ПО?
  5. Должна ли какая-нибудь госорганизация заниматься оценкой качества отечественного ПО или рынок все урегулирует сам?
  6. Зависит ли эффективность импортозамещения ПО от компетенции ИТ-директоров? Если да, то насколько они готовы сегодня брать на себя ответственность за выбор в пользу отечественного ПО?
  7. Роль Минкомсвязи как регулятора в продвижении политики импортозамещения?
  8. Как совместить два тренда – развитие импортозамещения и глобализацию мирового ИТ-рынка?

Дмитрий Горелов

«Протекционизм – вещь хорошая. Пример Китая говорит, что продуманный протекционизм в перспективе дает большие преимущества экономике»

Дмитрий Горелов, коммерческий директор компании «Актив»

1. Процесс импортозамещения в России развивается и вряд ли что-то сможет его остановить. У ИТ-компаний появились преференции, которыми они могут воспользоваться. Протекционизм – вещь хорошая. Пример Китая говорит, что продуманный протекционизм в перспективе дает большие преимущества экономике.

Глобальных изменений на ИТ-рынке на прошедшие полгода не произошло. Налицо некоторое оживление, рынок стал чувствовать себя получше в 2017 году. Появилось больше стабильности. Курс доллара, от которого зависят многие производители аппаратных решений, закупающих часть комплектующих на Западе, стал более прогнозируемым и стабильным. Стало проще делать «длинные» проекты.

В сфере информационной безопасности хорошо чувствуют себя проекты с отечественной криптографией, переход на новые стандарты электронной подписи – отличный драйвер.

2. Измерить качество ПО достаточно сложно. Программных продуктов, которые позиционируются как замена западных, стало больше. Стали ли они более качественными? Это вопрос, на который ответит только время. Продукт становится более качественным, когда эксплуатируется большим количеством клиентов. Чем больше будет у наших российских вендоров заказчиков, тем больше будет обратной связи от клиентов, больше денег на развитие и повышение качества. у тех, кто давно на рынке, открыто конкурировал и конкурирует с крупнейшими международными корпорациями, качество и раньше было на высоте.

3. Конечно, есть те направления, в которых импортозамещение не принесет пользу ни стране, ни тем компаниям, которые этим занимаются. Глупо пытаться делать все. Таких направлений много в сегменте B2С.

4. Российские разработчики поняли, что присутствие в реестре может им помочь. Шумиха вокруг реестра и даже некоторые конкурентные войны с его использованием подталкивают компании активнее применять этот инструмент. Чем более широко там будут представлены программные средства российских разработчиков, тем лучше. Реестр не панацея, которая решит все проблемы, но действенный инструмент, судя по текущему состоянию дел. и разработчику, и заказчику нужен легитимный механизм для определения «отечественности» программного обеспечения.

5. В сфере информационной безопасности, в частности, есть организации, которые сертифицируют или лицензируют деятельность в области ИБ, – это ФСТЭК и ФСБ России. они проверяют на соответствие требованиям программное и программно-аппаратное обеспечение. Нужно ли расширить процесс лицензирования на пределы отрасли ИБ и криптографии на весь ИТ-рынок, сложно сказать. для массового ПО рынок в виде крупнейших заказчиков может все сам расставить по местам. Именно они будут диктовать условия перед тем, как покупать те или иные продукты. в узких сегментах, возможно, будут работать механизмы, построенные по принципу СРО. Я не верю, что можно создать структуру, которая будет способна оценить качество всего российского ПО. Софт абсолютно разный. Действительно, хорошее качественное ПО проверяется только временем и большим количеством удовлетворенных клиентов.

6. От заказчиков зависит очень многое. ИТ-директора должны сделать так, чтобы ИТ-системы, на которые они отвечают, работали безотказно. Именно они определяют, что будет покупаться, а что нет.

7. Это важная часть их работы. Всегда можно сделать лучше, но что они сделали сейчас, уже приносит пользу. Надеюсь, что в будущем роль Минкомсвязи и работающих там людей станет еще более заметной и значимой.

8. Не может быть полной глобализации и не может быть полного импортозамещения. Всегда будет какая-то золотая середина. Думаю, совмещение может быть построено таким образом. Ответственные люди должна понимать, где на глобальном рынке у российских разработчиков и ИТ-компаний есть козыри, чтобы на счет протекционизма и своего внутреннего рынка развивать продукты, которые потом смогут продаваться по всему миру. Важно понимать, что нам доступно, что недоступно, что можно сделать в настоящий момент, а что – в перспективе.

 

Александр Беляев

«Основная идея по усовершенствованию реестра – выстраивание полноценного продуктового стека. Пока эта задача остается на заказчике или системном интеграторе»

Александр Беляев, руководитель направления импортозамещения и ПО с открытым кодом КРОК

1. Основным драйвером импортозамещения в 2017 году стал ряд нормативных актов, которые задают темп и определяют показатели, которых необходимо достичь в ближайшие годы. Естественно, Это позволяет госорганам четко очертить рамки предстоящей работы и определить все необходимые этапы.

Но и с технологической стороны импортозамещение однозначно стало драйвером развития ИT-рынка в России. Конечно, о лидерстве как в России, так и за рубежом, говорить пока рано. Тем не менее многие отечественные разработки громко заявили о себе.

Если говорить про область офисного ПО, то это продукты «МойОфис». Также активно происходит замещение ERP-систем SAP на 1C. в области антивирусной защиты уже много лет активно используются продукты «Лаборатории Касперского», Positive Technologies и Infowatch.

Что касается систем управления базами данных (СУБД), то для баз данных, которые разрабатываются по распределенным принципам, используются российские решения наподобие PostgreSQL или NoSQL, сравнимые по функциональности с продуктами СУБД Oracle.

Наиболее важные тренды на сегодняшний день – активное развитие СПО (свободное ПО) и систем с открытым исходным кодом. Минкомсвязи возлагает на это направление большие надежды и ожидает снижение импорта с 80 до 40% к 2025 году. в бОльшей степени ожидания связаны с областью массовых инфраструктурных решений, к которым относятся операционные системы, офисные приложения, системы мониторинга и управления, виртуализации и терминального доступа.

Кроме того, по мере наполнения Единого реестра ПО часть западных вендоров предлагает более привлекательные ценовые предложения. Это говорит о том, что российские продукты стали полноценными конкурентами зарубежных. к слову, некоторые иностранные компании даже стараются различными путями попасть в реестр со своими решениями.

3.Сейчас основной упор будет, конечно, направлен на импортозамещение тех решений, которые необходимо заменить в рамках нормативных документов. в первую очередь Это офисное ПО и инфраструктурные решения. с другой стороны, любое решение, которое может конкурировать с зарубежным, будет востребовано. Таких примеров уже немало.

4. Несмотря на то что в реестре российского ПО почти 4000 продуктов и их редакций, он все еще относительно плоский. Пока в реестре нет полной связности между ИT-продуктами. Например, можно найти систему автоматизированного проектирования отечественного производства, которая по функциональности будет удовлетворять потребностям заказчика. Однако эта система будет совместима только с Windows, то есть будет изначально разработана под зарубежные операционные системы. Основная идея по усовершенствованию реестра – выстраивание полноценного продуктового стека. Пока эта задача остается на заказчике или системном интеграторе.

5. Оценивать качество произвольного количества продуктов – идея слишком затратная и по большей части бессмысленная. в разных государственных структурах, не только с точки зрения качества решений, но и по финансовым, политическим причинам. Яркий пример такого подхода – Китай. Но все же в большинстве случаев наиболее целесообразен выбор конкретных решений под конкретную задачу. Это позволит найти оптимальный вариант с точки зрения цены/качества в 90% случаев.

6. Задача комплексная и все еще новая для всех: как для ИТ-директоров, так и для системных интеграторов. Все сейчас находятся в поиске решений, подходов. Поэтому говорить про эффективность импортозамещения с точки зрения компетенций было бы неверно. Если предлагаемые решения удовлетворяют техническим потребностям и более выгодны экономически по сравнению с зарубежными аналогами, вопрос ответственности также не должен возникать.

7. Если разделить задачи обеспечения ИT-инфраструктурой государственных организаций и глобализации ИT-рынка в целом, понятно, что эти тренды не зависят друг от друга. Более того, курс на импортозамещение дал шанс многим российским компаниям, которые разрабатывают такие решения, продавать их не только в России, но и за рубежом (зачастую даже успешнее, чем в РФ) и тем самым заявить о себе на международном рынке. Уверен, уже в ближайшем будущем Это позволит России занять значимое место на мировом рынке информационных технологий!.

 

Алексей Кадейшвили

«Многие предприятия просто не могут внедрить российские продукты, поскольку аппаратно-программные связи несовместимы»

Алексей Кадейшвили, технический директор компании «Вокорд»<

1-2. Некоторые образцы отечественного ПО превосходят мировые аналоги, но в большей степени Это относится к прикладному программному обеспечению, особенно к сложным узкоспециализированным продуктам. Задачи, которые решаются с его помощью, не рассчитаны на массового пользователя. Их разработка требует много ресурсов –интеллектуальных, денежных и временных. Изыскания ведутся годами, и на рынке не может быть большого предложения специализированных программ.

Здесь импортозамещение не может играть ключевой роли, поскольку сегодняшний результат – это сильная научная школа и серьезная работа, которая велась на протяжении многих лет. с темой импортозамещения Это скорее стало более заметно в первую очередь для государственных структур. и нам как разработчику специализированных программных продуктов для проведения экспертиз цифрового контента, систем распознавания лиц стало проще общаться с заказчиками из госорганов. Но наши продукты до этого были востребованы и на нашем рынке, и за рубежом.

Смотреть на улучшение качества программных продуктов только через призму импортозамещения не совсем правильно, хотя оно полезно для поддержки отечественных производителей. Если государство продолжит оказывать поддержку, отечественные программные продукты смогут существенно увеличить долю на рынке.

Ситуация с системным программным обеспечением иная. в нашей стране пока аналоги, например, операционных систем не созданы и неизвестно, будут ли когда-либо созданы. Поскольку их разработка – процесс долгий и дорогой. Тем более когда подавляющее большинство заказчиков довольно тем, что уже есть на рынке. Изобретая заново велосипед, можно не то что не догнать, а отстать на десятилетия.

4. Главное – не наполнение, а применение того, что в него уже входит. Необходима популяризация отечественных разработок и искоренение стереотипа «наше – значит плохое». Но бОльшая проблема в том, что по – это только «верхний пласт», на ним идет инфраструктура, оборудование и т.д. и т.п. Многие предприятия просто не могут внедрить российские продукты, поскольку аппаратно-программные связи несовместимы. Чтобы изменить ситуацию, необходимо желание, время и очень хорошие бюджеты. Когда и так все работает, мало кто захочет перестраивать сложные системы, пусть даже у отечественного аналога лучше функционал, быстродействие и юзабилити.

5. Чтобы заниматься оценкой качества, необходимо иметь серьезные знания или привлекать огромное количество экспертов. а в некоторых узкоспециализированных сферах инженеров можно по пальцам пересчитать. они же не могут контролировать сами себя. Это в итоге может привести к нечестной конкуренции, что принесет больше вреда, чем возможной пользы. у нас в стране достаточно проверяющих органов. Времена плановой экономики давно прошли, рынок все урегулирует сам.

6. Импортозамещение больше зависит от бюджета заказчика, который, как правило, сильно ограничен. ИТ-директор при всем желании далеко не всегда может повлиять на решение о приобретении того или иного программного продукта. Не всегда получается обосновать переход на новое ПО, пусть в итоге Это сохранит огромное количество средств, которые можно было бы перенаправить на развитие компании. Конечно, чем выше уровень компетенции ИТ-директора, тем у нас, разработчиков, шансов на внедрение инновационных продуктов больше.

 

Дарья Коваленко

«Сегодня 37% компаний используют реестр отечественного ПО, поскольку этого требует закон, а 30% компаний не используют реестр отечественного ПО для выбора ИБ-продуктов»

Дарья Коваленко, менеджер по продукту компании «Код безопасности»

1. Очевидно, что импортозамещение в сфере ИКТ растет. Самые популярные направления развития ИТ-систем – это документооборот, офисное ПО, веб-обозреватели и справочно-правовые системы. Но рынок не забывает про их безопасность, т.к. любое ПО может быть уязвимо в составе типового автоматизированного рабочего места.

Если говорить об импортозамещении применительно к сегменту информационной безопасности, то, по данным исследования компании «Код безопасности», на два года действия программы импортозамещения российские организации увеличили в структуре потребления ИБ-решений долю отечественных СЗИ. Это произошло в 15% госструктур, 10% компаний ТЭК, 13% телеком-игроков, 28% организаций сферы образования и здравоохранения. При этом 31% крупных компаний увеличили долю российских ИБ-решений в своей инфраструктуре.

Респонденты назвали наиболее зрелыми российскими ИБ-продуктами антивирусы, СЗИ от НСД, межсетевые экраны, VPN-решения и системы обнаружения вторжений. на эти средства защиты приходится и большая часть ИБ-бюджетов.

На данный момент успех зависит от качества разработок и количества ресурсов, вложенных в развитие собственных продуктов, которые придут на смену зарубежным с многолетним опытом применения. Количество новых разработок увеличивается: в реестре отечественного ПО к концу июля появилось более 600 новых продуктов. а на год существования реестр успел пополниться 2590 продуктами. Однако пока нельзя сказать, что в большинстве госструктур и госкорпораций проблема замещения импортных продуктов отечественными решена или хотя бы близка к решению.

Если рассматривать эти вопросы вне отраслевой специфики, то сегодня 37% компаний используют реестр отечественного ПО, поскольку этого требует закон, а 30% компаний не используют реестр отечественного ПО для выбора ИБ-продуктов. Однако важно отметить, что обязательным к использованию реестр российского ПО является только для государственных организаций, а остальные отрасли могут ориентироваться на него в том случае, если их стратегия подразумевает импортозамещение.

2. Разработчики стараются повысить качество производимого ПО. Многие компании концентрируют внимание на повышении уровня знаний и эффективности труда персонала. на счет этого качество произведенного ПО стремительно улучшается по сравнению с начальной фазой импортозамещения. Но из-за дефицита высококвалифицированных специалистов есть риск, что эта тенденция не сохранится.

3. На данном этапе все направления претерпевают серьезные изменения. и ИТ-компании стараются быть гибкими и осваивать незанятые ниши.

4. Сейчас можно сказать, что рынок регулирует все сам. Но необходимо быть готовым к тому, что госорганизации могут в перспективе подсказывать рынку, что делать. Бизнес и государство тесно связаны друг с другом. Бизнес требует высококачественный продукт, а государству необходимо удостовериться еще и в соответствии требованиям регулирующих органов. к тому же повысить качество можно только в том случае, если есть четкие критерии его оценки. Этой темой занимаются специализированные государственные организации.

5. Наблюдая на тенденциями – иметь хороший, качественный продукт, удовлетворяющий не только требованиям бизнеса, но и международным стандартам качества, – руководители со своей стороны стараются соответствовать этим правилам. Каждый ИТ-директор стремится к повышению качества инфраструктуры в организации. При этом для перехода на новые продукты, в том числе на импортозамещающие технологии, необходимо серьезное обоснование. Например, для государственных заказчиков Это запрет на применение иностранного ПО и «железа». для коммерческих потребителей таким фактором может стать высокое качество импортозамещающих продуктов.

6. Минкомсвязи во многом диктует рынку правила реализации политики импортозамещения. При этом активно вносит изменения в ряд законодательных мер, которые до этого не менялись годами. Более-менее полноценно оценить результативность этих мер можно будет не ранее 2020 года.

8. К сожалению, по ряду направлений известные мировые технологии и продукты ушли далеко вперед. Пытаясь разрабатывать похожие решения с нуля, вряд ли можно будет догнать их. Но есть ниши, где российские продукты традиционно успешно конкурировали с импортными. Такие продукты уже сегодня находятся на одном уровне с решениями мировых вендоров. Есть направления, где зарубежные технологии не пользовались в России большим спросом в силу ограничительных факторов.

Нужно создавать качественные продукты, удобные в использовании и отвечающие потребностям российского рынка, а далее смотреть на перспективу их развития и учитывать тенденции глобализации.

 

Ашот Оганесян

«Рынок и только рынок может определять, является ли отечественный софт качественным или нет, голосуя рублем, если у него будет возможность выбора из равных по свойствам продуктов»

Ашот Оганесян, технический директор, основатель DeviceLock

1. Безусловно, политика импортозамещения демонстрирует свою эффективность и очень позитивно влияет на российский рынок ИТ в целом и информационной безопасности в частности. Так, в секторе продуктов, предназначенных для борьбы с утечками информации (data leakage prevention) и сферы антивирусной защиты, российские вендоры занимают доминирующее положение, практически полностью вытеснив западных игроков этого рынка. Традиционно наблюдается абсолютное доминирование в области криптографических систем и СКЗИ. Развитие собственных систем информационной безопасности – это, на наш взгляд, наиболее важный тренд импортозамещения, как прямо влияющий на обеспечение информационной безопасности государства в целом.

2. Учитывая, что вследствие вытеснения западных вендоров российские разработчики получили возможность повысить свои продажи, а значит, и увеличить вложения в разработку, следует в целом ожидать и повышения как уровня функциональной оснащенности российского ПО, так и качества его реализации. на текущий момент синергического эффекта от импортозамещения в вопросе роста качества ПО пока ожидать рано, Это вопрос ближайших лет, поскольку процесс поддержки российских разработчиков стартовал в масштабах рынка не столь давно, а реестр еще продолжает активно пополняться.

4. Работа по наполнению реестра должна вестись ради своей сути – выявлять именно российских разработчиков для их поддержки, без создания каких-либо бюрократических препон, в особенности искусственно надуманных. Давно на слуху ситуации, когда эксперты, принимающие решение о включении того или иного продукта в реестр, при очевидном российском происхождении разработчика (когда в России находятся и владельцы, и разработчики, и авторские права), предъявляют побочные требования, не имеющие прямого отношения к вопросу российского происхождения, будучи при этом аффилированными с конкурентными вендорами. Экспертиза должна быть действительно независимой, без малейшего намека на недобросовестную конкурентную борьбу, и опираться на простые и легко оцениваемые факторы и условия.

5. Страна происхождения и качество любого ПО никак не связаны между собой, поскольку качество должно определяться исключительно практикой применения в ИТ-среде пользователя. Никакая госорганизация в принципе не будет способна проводить длительные тесты на контроль качества у сотен программных продуктов. Это означает, что рынок и только рынок может определять, является ли отечественный софт качественным или нет, голосуя рублем, если у него будет возможность выбора из равных по заявленным свойствам продуктов.

6. Роль регулятора, безусловно, является и будет являться определяющей в плане поддержки ИТ-отрасли путем продвижения политики импортозамещения. на сегодня Минкомсвязи делает многое, но этого все еще недостаточно. Полагаю, что для повышения реальной эффективности процессов импортозамещения государству в лице Минкомсвязи стоило бы решить две ключевые задачи:

  • упростить валютное законодательство и облегчить валютный контроль для российских вендоров, чьи разработки востребованы и продаются на рубежом. Это ключевая задача, которая позволила бы усилить российских разработчиков, способных создавать решения действительно качественные, а не опирающиеся только на внутренние преференции на локальном рынке путем директивного снижения конкуренции с зарубежными вендорами;
  • обеспечить снижение или хотя бы сохранение на текущем уровне налоговой нагрузки и упрощение налогового контроля по отношению к компаниям – разработчикам ПО, ведь главной ценностью и при этом основной статьей затрат любого вендора являются его сотрудники, а инвестиции в разработку – это инвестиции в трудовые кадры. Отсюда вытекает и отчетная убыточность вендоров вследствие многолетних инвестиций в разработку, и особая роль налогов на заработную плату.

8. Совмещение трендов импортозамещения и глобализации мирового ИТ-рынка прямо подразумевает способность российских вендоров быть конкурентоспособными и востребованными на рубежом, а не только в тепличных условиях локальных преференций. в тепличной среде сильный продукт мирового уровня создать невозможно, но можно помочь, упростив механизмы работы с зарубежными рынками на уровне взаимодействия ИТ-бизнеса и государства, в частности, в сфере валютного законодательства и контроля.

 

Антон Самойлов

«В реестре сейчас есть проблемы с классификацией. Это приводит к лишней бумажной волоките, затягивает процессы продаж и существенно увеличивает расходы»

Антон Самойлов, генеральный директор компании «ЭвриТег»

1. Основной результат состоит в том, что с момента запуска программы импортозамещения государственные структуры стали уделять отечественным разработкам гораздо больше внимания. Теперь, даже если российское ПО уступает по каким-либо параметрам зарубежному, но решает требуемые задачи, заказчики охотнее обращаются к нашим программам, нежели Это было раньше.

Пожалуй, самым главным событием в отрасли стало появление компании Postgres Professional, когда к четырем разработчикам одной из ведущих открытых СУБД присоединился инвестор, знающий рынок и понимающий основные требования заказчиков: создание компании позволило перенаправить бюджет, обычно распределяемый на услуги зарубежного вендора, в отечественный бизнес.

Также я бы отметил несколько стартапов – участников «Сколково», например (RAIDIX или BoardMaps). Несмотря на то что они ориентированы на мировой рынок, работать в России им стало несколько проще, по крайней мере они начали конкурировать. Но все же нужно понимать, что у зарубежных вендоров гораздо больше ресурсов, в том числе в части продаж и маркетинга, отечественным компаниям пока сложно с ними соперничать.

2. Я бы не сказал, что российское ПО (особенно коробочные продукты) раньше отличались низким качеством. Например, те же «1С», «Лаборатория Касперского», Directum выпускают стабильные, добротные системы. Вопросы к качеству обычно возникают при обращении к заказным продуктам или при расширении штатных, когда еще не налажен рабочий процесс.

3. Тупиковым направлением в импортозамещении я считаю разработку собственной универсальной операционной системы. Я не имею в виду локализацию какого-либо дистрибутива Linux – это все-таки оправданная мера. Но в большинстве случаев Это необходимо лишь в государственных структурах, которые хотят иметь полный контроль над процессом создания и исходными кодами. Создавать же собственную не имеет смысла, так как совсем не ясна коммерческая эффективность таких решений.

4. На мой взгляд, в реестре сейчас есть проблемы с классификацией. Неправильная систематизация приводит к тому, что производителю приходится сравнивать по предлагаемым параметрам свой продукт с другими, которые на самом деле даже рядом не стоят. Все Это приводит к лишней бумажной волоките, затягивает процессы продаж и существенно увеличивает расходы.

Например, раздел «Офисные приложения», в который попадают ABBYY FineReader (OCR), «МойОфис» (аналог MS Office), СЭД «Дело», DocsVision и даже справочная система «Консультант Плюс». Я уверен, что классификацию необходимо либо расширять, либо перерабатывать с другим подходом.

5. Такая организация уже есть – это ФСТЭК, где проводят оценку ПО на наличие вредоносного кода и недокументированных возможностей, а также соответствие какому-либо классу защищенности. с моей точки зрения, Это единственное, что требует контроля, и принимаемых мер вполне достаточно, так как некачественное исполнение в данном случае приводит к ущербу, в том числе и для государства. Все остальное же способен отрегулировать сам рынок.

6. Зависит скорее не от компетентности, а от осведомленности. ИТ-директор должен знать, какие предложения есть на отечественном рынке и какие задачи они могут решить. Тем не менее сейчас директора крупных коммерческих структур, зачастую просто по инерции, выбирают зарубежных вендоров. для среднего и малого бизнеса происхождение не имеет значения, они обращают внимание на более современные решения. а вот государственные органы не могут не поддерживать импортозамещающие продукты, и здесь компетентность ИТ-директора может существенно упростить жизнь отечественному производителю, избавив его от лишней бумажной работы.

7. Самое значимое, что делает Минкомсвязи, – это создание и наполнение реестра ПО. они также формируют преференции и рекомендации, рождая тем самым предпосылки для развития отрасли.

8. Корпорации из США стали продавать собственные программные продукты по всему миру, с ними сложно конкурировать. с другой стороны, программа импортозамещения и направлена на то, чтобы облегчить выход на рынок отечественным компаниям. Поэтому, на мой взгляд, эти две тенденции очень взаимосвязаны. Импортозамещение помогает сделать внутренний рынок более доступным для российских производителей, а глобализация позволяет этим же производителям выходить с качественным продуктом на мировой рынок. При удачном стечении обстоятельств одно вполне способно дополнить другое.

 

Инна Сорокина

«Вкладываться нужно туда, где у нас всегда был достаточно высокий уровень экспертизы. и по – одно из таких направлений»

Инна Сорокина, глава представительства NEC Display Solutions в России и странах СНГ

1. Сразу оговорюсь, на мой взгляд, все существующее успешное импортозамещение касается только программных продуктов и разработок. Перспективными мне кажутся проекты, связанные с электронными услугами для граждан и разработки в области информационной безопасности. Кроме того, стоит отметить направление Big Data, а также интернет вещей (IoT).

2. Качество и раньше было на высоте. Наглядный тому пример – успехи компаний «1С», «Лаборатория Касперского» и ABBYY.

4. Качество определяет заказчик – насколько он готов платить на данное ПО.

6. ИТ-директор берет на себя ответственность, связанную с беспроблемным решением задачи информатизации его предприятия и эффективных возвратах инвестиций. Уверена, Это его беспокоит. Если отечественное ПО решит поставленную задачу – отлично.

7. Инвестиции в стартапы с интересными разработками, в обучение людей, реализация новых интересных проектов на федеральном уровне.

8. Не стоит изобретать велосипед и заклеивать бренд на РС/мониторе/принтере (нужное подчеркнуть) наклейкой «Русский лапоть. Сделано в России» – бессмысленно, не догоним. Вкладываться нужно туда, где у нас всегда был достаточно высокий уровень экспертизы. и по – одно из таких направлений.

 

Тимофей Татаринов

«Просто делайте свой продукт полезным для бизнеса и найдите уникальное решение старых задач. Сделайте Это так, чтобы у ИТ-директоров не было сомнений в правильности своего выбора»

Тимофей Татаринов, генеральный директор компании «Мобильные решения для строительства»

1. Все больше отечественных решений отвечает уровню мировых стандартов – это первый, но далеко не главный тренд этого года. Гораздо важнее создание союзов и интеграций российских производителей ПО с крупными отечественными или зарубежными решениями. Это настоящий прорыв, который даст колоссальный толчок востребованности российских продуктов, применяемых в различных отраслях.

4. Сегодня рынок находится на таком уровне развития, что никакой дополнительной регулировки не нужно. Информационные технологии призваны упрощать и ускорять процессы. Любой дополнительный регулятор может стать дополнительным тормозом, а иногда и барьером.

К примеру, наше решение мобилизирует строительную сферу. Мы нас-траиваем программу под клиента и по необходимости добавляем дополнительные функции, которые помогает учесть специфику объекта строительства, внутреннюю документацию организации и уже существующие ИТ-решения.

Если предположить, что появится госорганизация, которая будет контролировать развитие нашего продукта, то настройка под клиента будет измеряться не днями и даже не неделями, а месяцами. для нас Это абсолютно неприемлемо. Это противоречит самой цели мобилизации, которая должна упрощать и ускорять процессы. Можно сказать, что без специализированной госорганизации рынок регулируется клиентом. Как известно, клиент всегда реагирует быстрее госоргана. Просто потому, что он в этом сам заинтересован.

5. Давайте посмотрим на это с другой стороны. что может остановить ИТ-директора приобрести отечественный продукт?

Привычное ИТ-решение от предыдущего поставщика, проверенное и надежное. Переломить эту привычку довольно сложно. Еще сложнее российскому производителю наработать опыт и базу удовлетворенных клиентов, которые докажут его компетенцию и преимущества по сравнению с зарубежным аналогом. Однако Это законы любого бизнеса, даже без учета границ и национальностей.

Просто делайте свой продукт полезным для бизнеса и найдите уникальное решение старых задач. Сделайте Это так, чтобы у ИТ-директоров не было сомнений в правильности своего выбора.

 

Борис Тоботрас

«Эффективность всего, что происходит в ИТ в той или иной компании, зависит от ее ИТ-директора»

Борис Тоботрас, директор Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет»

3. Для подавляющей части участников рынка нет смысла разрабатывать продукты массового спроса. Собственные операционная система, браузер, СУБД, Java-машина и тому подобное могут стать конкурентоспособными только при тиражах, обеспечиваемых мировым рынком. Есть довольно узкий сегмент сертифицированного ПО, где такая активность может быть как-то оправдана, но не более того.

6. Эффективность всего, что происходит в иТ в той или иной компании, зависит от ее ИТ-директора. Выбор ПО всегда делается исходя из массы критериев: удовлетворение функциональным и нефункциональным требованиям, эксплуатационная пригодность, совместимость, наличие поддержки и ее качество, наличие и готовность персонала, перспективы развития, цена и множество других. Когда среди этих критериев возникают требования регулятора, вероятность выбора в пользу отечественного ПО увеличивается.

 

Рустэм Хайретдинов

«Для осуществления инфраструктурных проектов нужны “длинные” деньги, поэтому пока в эти решения никто серьезно не вкладывается»

Рустэм Хайретдинов, генеральный директор компании «Атак Киллер»

1. По контрактам конца прошлого года и первой половины текущего года можно сказать, что импортозамещение делает первые успешные шаги во многих направлениях, прежде всего в том, что связанно с программным обеспечением –и в операционных системах, и в СУБД, и в прикладном офисном ПО, и в ERP-системах. Пока хуже обстоят дела в аппаратном обеспечении, чему есть очевидные причины – программное обеспечение быстрее разрабатывается и быстрее адаптируется.

2. Качество в понимании «архитектура» и «отсутствие багов» существенно не поменялось, поскольку время, прошедшее с первых контрактов в рамках импортозамещения, не так велико.

Зато изменилось в понимании «пользовательских историй»: функционал российских решений, получивших больше требований пользователей, в том числе и имеющих опыт работы с зарубежными решениями, значительно расширился.

3. Здесь работает простая математика: если госструктуры покупают иностранные решения на определенную сумму, то довольно просто посчитать емкость рынка, определить стоимость разработки, вычислить окупаемость, дисконтировать ее с учетом рисков и конкуренции с другими российскими решениями – если она приемлема, то этим стоит заниматься – санкции пришли надолго, иллюзий по этому поводу уже ни у кого нет.

Пока иностранные решения доминируют в инфраструктуре, стоимость разработок в которой очень высокая, но и рынок таких решений огромен, однако для осуществления инфраструктурных проектов нужны «длинные» деньги, поэтому пока в эти решения никто серьезно не вкладывается.

4. Сейчас появилось много подделок «под российское ПО»: берется американское ПО, пишется русский интерфейс, дается российской подставной компании скидка в 70% от цены – и софт полностью попадает под требования реестра. Хотелось бы отсекать такие фейки на уровне приема заявки. Конечно, не помешала бы и прозрачность процедуры принятия решения, чтобы реестр не стал местом сведения счетов или конкуренции. Также хотелось бы репатриации прав на программное обеспечение – многие участники реестра хранят права на ПО в оффшорах, в Европе и США – так им удобнее для покорения зарубежных рынков. Но для этого должно, наверное, измениться налоговое законодательство России.

5. Было бы здорово иметь независимый институт, устанавливающий входной порог на рынок, буквально, что если продукт называется бухгалтерской программой, то он должен уметь сводить баланс и формировать отчетность. Покупая антивирус, организация должна быть уверена, что он ловит вирусы, а при внесении в реестр никакие тесты не проводятся. Такое нельзя поручить МКС: оно не обладает ни экспертизой, ни правами ее проводить. Должны ли быть такие институты именно государственными? Не обязательно, по ведению реестра видно, что где государство – там бюрократия и волокита. Наверное, такие институты должны сформировать игроки рынка на базе саморегулирующихся организаций или аналитических агентств.

6. ИТ-директора государственных организаций сегодня находятся между трех огней: первый – требование решить задачи ведомственной автоматизации в ограниченные бюджет и время, второй – рисками использования компонентов, которые в любой момент могут прекратить работу вообще или в каком-то из регионов из-за ужесточения санкций, третий – требования к импортозамещению, которые, в общем-то, довольно легко обойти –все иностранные производители, практически не скрываясь, рассылают партнерам и клиентам инструкции, как это сделать.

Если для ИТ-директора важнее выполнить задачу, игнорируя риски, то он будет изо всех сил стараться обойти требования закона, мотивируя Это ведомственными интересами. Если его больше волнуют государственные, а не ведомственные интересы, то есть будет ли построенная им система работать в условиях любых санкций, он станет искать пути построить ведомственную систему на российских или Open Source-решениях.

В каждом конкретном случае выбор зависит и от личности ИТ-директора, и от горизонта планирования, и от технической сложности задачи, поэтому универсальных рецептов не существует, разве что демонстративно должны пресекаться подходы типа «не хочу ничего делать, я так привык – вот вам отписка, что без Oracle или Excel Мы жить не можем».

7. МКС уже делает все, что должно, – ведет реестр, само как ведомство переходит на российские продукты. Пусть отладит, отполирует, сделает более быстрыми и прозрачными текущие процессы, этого будет достаточно.

8. «Глобализация ИТ-рынка» – это миф, поддерживаемый американцами, которые сами, как мы видим из истории с «Лабораторией Касперского», не очень стремятся сделать свой рынок открытым для иностранного ПО. Какая может быть глобализация, если «глобальный» товар в любое время без предупреждения и возврата денег может быть отключен в определенном регионе планеты или для определенной группы людей по желанию владельца или требованиям правительства одной страны?

Никакой глобализации нет, ИТ и интернет уже давно являются одновременно и полем боя, и оружием в глобальном противостоянии. Импортозамещение и протекционизм – сегодняшний тренд в экономической политике многих стран, «закручивающих гайки» в требованиях к иностранным компаниям, работающим на их территории.

 

Денис Черкасов

«Для усовершенствования работы по наполнению реестра российского ПО необходимо ускорить процесс рассмотрения заявок. для этого можно, расширить пул специалистов»

Денис Черкасов, российский технологический инвестор и предприниматель

1. Над импортозамещением в сфере ИКТ сегодня по-прежнему довлеет ряд проблем, главные среди которых – конкурентная борьба на качество, функциональность и безопасность с зарубежными продуктами, которые уже завоевали доверие пользователей, а также потребность у российских разработок в укреплении своих позиций на отечественном рынке. Между тем среди наиболее перспективных направлений для развития и инвестирования можно назвать облачные технологии. в ближайшие годы объем потребления облачных решений в России продолжит расти. по прогнозу SAP СНГ и Forrester Russia, к 2020 году объем рынка превысит 45 млрд рублей. Кроме того, многообещающими для вложений являются блокчейн и интернет вещей.

4. Для усовершенствования работы по наполнению реестра российского ПО необходимо ускорить процесс рассмотрения заявок. для этого можно, например, расширить пул специалистов, которые могли бы готовить отзывы о поступающих предложениях.

5. Если заниматься оценкой отечественного ПО на соответствие требованиям качества будет определенная государственная организация, Это может стимулировать разработчиков следовать единым выработанным стандартам и создаст понимание того, каким характеристикам должен соответствовать продукт. Но окончательная апробация ИТ-решения должна происходить на практике, в конкурентной борьбе с иностранными продуктами, и она будет корректировать критерии качества, что тоже важно для импортозамещения.

7. Минкомсвязи разрабатывает и выпускает важные документы, связанные с политикой импортозамещения. Так, например, в июле этого года министерство опубликовало на сайте приказ об утверждении рекомендаций, касающихся перехода госорганов на российское ПО. Кроме того, весной ведомство завершило пилотный проект по использованию органами власти отечественного ПО.

 

Олег Чиров

«Роль ИТ-директоров в выборе отечественного ПО достаточно велика, поэтому производителям отечественного ПО надо больше внимания уделять этому контингенту»

Олег Чиров, ИТ-директор федеральной сети пунктов выдачи заказов Hermes

На мой взгляд, на российском рынке ПО присутствует много примеров качественных программных продуктов и решений. Такие, как антивирус Касперского, решение резервного копирования Acronis, ABBYY FineReader и Lingvo, и другие.

Наша компания по оказанию услуг интернет-магазинам по доставке и выдаче заказов Hermes Russia использует российские продукты, когда они по набору качеств выигрывают у зарубежных производителей ПО.

Продвижение российского ПО зависит от наличия успешных историй их использования, маркетинговой политики производителей, участия в обзорах и рейтингах программных продуктов (например, в Gardner Magic Quadrant), политики государства в поддержке отечественных разработчиков, закупок для государственных организаций.

Считаю, что отдельную госорганизацию для оценки отечественного ПО создавать не нужно, поскольку рынок сам отрегулирует этот вопрос, и успешными окажутся наиболее качественные отечественные продукты, которые могут конкурировать с западными аналогами.

Роль ИТ-директоров в выборе отечественного ПО достаточно велика, поэтому производителям отечественного ПО надо больше внимания уделять этому контингенту – организовывать тематические семинары, печатать статьи в журналах и интернет-ресурсах для ИТ-руководителей, готовить аналитические статьи по сравнению ИТ-решений.

 

Евгений Чистов

«Государственное регулирование стимулирует развитие бизнеса, увеличивая спрос на государственном уровне льготирования, способствуя выходу на глобальные рынки»

Евгений Чистов, директора Департамента развития альтернативных каналов обслуживания Московского кредитного банка

1. В начале года было улучшение на рынке телеком. Большинство компаний стало переориентироваться и использовать импортозамещение в пользу российских разработок. Но качество оставляло желать лучшего. Российский рынок, очевидно, не готов к такому скачку.

2. Качество импортозамещения в сфере ИКТ уверенными шагами идет по пути совершенствования и создания высокотехнологичной продукции. Несмотря на то что наиболее высокотехнологичные компании при разработке конкурентоспособных решений, способных удовлетворить потребности рынка и способствовать росту выручки , пока не могут отдать предпочтение российским разработкам и по-прежнему закупают ПО у зарубежных коллег, Мы уверены в успехе. в ходе нашей многолетней практики при совершенствовании платежного сервиса Московского кредитного банка, Мы пришли к выводу, что в настоящее время российский рынок ИКТ эволюционирует и в скором времени станет инновационным драйвером. По-моему мнению, выход на более высокое качество возможен благодаря активной государственной поддержке, связанной с введением льготных условий для российских разработчиков.

6. Именно ИТ-директора являются основой роста ИТ-компании, и от его компетенции зависит, выйдет ли компания на новый качественный уровень. Будущее – на системами автоматизации бизнеса, которые способны воплотить в жизнь наиболее успешные бизнес-модели для транформации бизнеса, провести глубокие преобразования и успешно осуществить переход на цифровую экономику. Ключевая роль ИТ-директоров заключается в создании перспективных продуктов, кастомизированных сервисов и кросс-платформенных решений посредством интеграции с лучшими поставщиками качественного ПО, которые в результате позволяют достичь высоких показателей рентабельности бизнеса.

Для создания высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных механизмов качественные ИТ-решения играют ключевую роль. Важнейшая расчетно-платежная функция в платежной системе государства принадлежит банкам. Именно банки создают платежную инфраструктуру города для комфортного совершения платежей. Благодаря высокому уровню развития науки и техники появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования наличных денег. Это позволяет не только идти в ногу со временем, но и удовлетворить потребности клиентов в увеличении дохода. В последнее время банки активно используют новые платежные технологии.

7. Первая волна санкций стала катализатором преобразований российского ИТ-рынка, предоставив шанс перспективным компаниям сделать рывок в развитии. Минкомсвязи помогает консолидировать позиции государства и бизнеса, оказывая влияние на развитие мировой отрасли телекоммуникаций, в том числе предоставляя льготы российским разработчикам, тем самым повышая их заинтересованность. Государственное регулирование стимулирует развитие бизнеса, увеличивая спрос на государственном уровне льготирования, способствуя выходу на глобальные рынки.

8. Государственное льготирование стимулирует развитие бизнеса, а в условиях импортозамещения увеличивает спрос на отечественные разработки, тем самым открывая возможность выхода на международный ИT-рынок с отечественным ПО. Большие перспективы для развития в использовании патентной политики, привлечении инвестиций в бизнес, выступлениях на международных форумах, а также активной работе с партнерами. Именно эти способы помогут заложить прочный фундамент для продвижения российских разработок на глобальном рынке. Двигателем технологического развития является бизнес, который диктует свои правила игры на иT-рынке и стоит во главе всех преобразований. Мы уверенны, что будущее на технологическими решениями для бизнеса, и именно совершенствование ИТ-сервисов, программно-технических решений для бизнеса платежных технологий открывает перспективы наступления стабильности экономики и повышения конкурентной среды для ИT-отрасли.

 

Максим Захаренко

«Качество ИТ-продуктов невозможно без конкуренции. Настоящей, рыночной, стимулирующей развитие»

Максим Захаренко, генеральный директор Облакотеки

Качество ИТ-продуктов невозможно без конкуренции. Настоящей, рыночной, стимулирующей развитие. Никакой Минкомсвязи, никакие CIO госорганизаций, которых обяжут отчитываться о качестве используемых продуктов, не смогут повлиять на это качество, хотя здоровый протекционизм позволил бы быстрее развиться отечественным производителям. К сожалению, я боюсь, что они сейчас заняты большей «административной физикой», чем реальным развитием своих продуктов

 

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №10 (73) 2017г.
Выпуск №09 (72) 2017г. Выпуск №08 (71) 2017г. Выпуск №07 (70) 2017г. Выпуск №06 (69) 2017г. Выпуск №05 (68) 2017г. Выпуск №04 (67) 2017г. Выпуск №03 (66) 2017г. Выпуск №02 (65) 2017г. Выпуск №01 (64) 2017г.

Телеканал «Про Бизнес», программы «Технологии в ритейле»

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика