Андрей Морозов: «Технарям проще дается интернет-маркетинг»::БИТ 06.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

Андрей Морозов: «Технарям проще дается интернет-маркетинг»

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №06 (69) / Андрей Морозов: «Технарям проще дается интернет-маркетинг»

Рубрика: Маркетинг


Андрей Морозов:
«Технарям проще дается интернет-маркетинг»

Интернет-маркетолог – это одна из так называемых профессий будущего, спрос на специалистов в ней растет с каждым годом параллельно с переходом на онлайн-продажи и продвижение товаров и услуг в сети. Как развивается интернет-маркетинг в регионах восточнее Урала?

Об этом рассказывает исполнительный директор компании «Информационные технологии бизнеса» (Омск)

Андрей Морозов– Андрей, ситуация с кадрами для перспективных направлений всегда сложная. Откуда сейчас работодатели берут интернет-маркетологов в Сибири?

– К сожалению, пока их практически никто не готовит. Есть технари, которые знают, как устроены технологии, но они ничего не понимают в маркетинге. Есть маркетологи, но у них совсем нет технической подготовки. Они могут что-то придумывать, ставить какие-то задачи, однако без понимания, возможно или нет решить их технически, плюс они могут быть не знакомы с новыми технологиями, не следить за ними, не тестировать их своевременно. Если бы таких технарей и маркетологов учили в соответствии с текущими требованиями, то, наверное, все было бы замечательно. Но пока это не так.

Вообще практика показывает, что проще технаря научить маркетингу, чем дать маркетологу хорошую техническую подготовку. Поэтому можно говорить, что качественные специалисты в сфере интернет-маркетинга получаются именно из людей, имеющих техническое образование и соответствующий склад ума.

Являясь по факту единственным крупным игроком в нашем городе, мы пытаемся, по мере возможности, изменить ситуацию. В 2016 году на базе Омского государственного университета (ОмГУ) при содействии нашей компании были открыты магистратура и бакалавриат по интернет-маркетингу.

Правда, будущие студенты не сразу понимают, какие профессиональные перспективы им открывает интернет-маркетинг. Нужно также учитывать, что это новая специальность для вуза, ее запустили «с нуля», обучение дорогостоящее, поэтому набор абитуриентов пока не достаточно эффективный.

– Получается, если процесс централизованной подготовки по новой специальности только запускается, то кто же тогда преподает и составляет учебную программу?

– К организации обучения в том же ОмГУ сейчас привлекают специалистов, которые имеют практический опыт. Вместе с группой коллег по отрасли я выступал консультантом в составлении учебной программы. Многие из нас готовы преподавать, так как ощущаем сейчас большой кадровый голод. Это частая практика в инженерно-технической и ИТ-сфере: готовить себе кадры в вузе заранее.

Идейным вдохновителем программы по обучению в ОмГУ интернет-маркетологов выступила доктор наук Елена Исаева. Параллельно она развивает еще один аналогичный проект вне вуза – бизнес-школу «Архитектоника», где идет обучение интернет-маркетингу. Курс занимает один год – на мой взгляд, это оптимально по времени.

– Все описанное характерно для специальности «на стыке отраслей» (в данном случае ИТ и маркетинга)?

– На самом деле «на стыке» не всегда проблемно. Возьмите классическую прикладную информатику в экономике, которая уже много лет преподается во всех вузах достаточно весьма успешно...

– Тем не менее возникает такое ощущение, что без соответствующих технических знаний в интернет-маркетинге делать нечего.

– Я бы сказал, «технарям» проще войти в эту сферу. Потому что постоянно появляются новые технологии, программные продукты. Их нужно любить, понимать и быстро применять. Маркетинговые механизмы, по сути, одинаковы, но нужно при этом представлять себе, как устроен тот же Инстаграм или другое приложение, через которое идут продажи или продвижение вашего продукта.

Чтобы сделать что-то эффективно, приходится подбирать программные средства для оптимизации своей работы. Обычный маркетолог это не сможет сделать, а технарь довольно быстро найдет все ему необходимое.

Некачественный сайт – чаще всего результат отсутствия видения у заказчика конечного результата. Как заказчик сформировал техзадание или его подобие для исполнителя, то и получил на выходе

Сама ситуация на рынке требует больше технических знаний: все меняется очень быстро. Например, еще несколько лет назад был повышенный интерес к теме ботов в социальных сетях, их было очень много, тема классно работала. Кто сумел быстро вникнуть в техническую часть и внедрить на практике, тот получил эффект. Сейчас это направление уже не так актуально.

Нередка ситуация, когда специалисты в сфере маркетинга опаздывают с внедрением новых технологий, потому что не сразу в них разбираются и применяют в работе.

– Можно ли говорить, что вдали от столицы внедрение новых технологий в нашей стране запаздывает?

– Конечно, не все так мрачно. Если бы было отставание «на несколько лет», то мы бы не говорили сейчас в Сибири о технологиях интернет-маркетинга. Но запаздывание примерно на полгода-год на региональном уровне встречается. Опять же применительно к массовому использованию. Если взять сообщество фрилансеров, которые в Омске, Новосибирске и так далее работают на Москву, то нет никакого отставания в развитии.

Что касается заказчиков услуг интернет-маркетинга в том же Омске, то здесь действительно все очень нехорошо. Хотя местные исполнители сегодня уже не завязаны только на заказчиков из своего региона, они работают и с другими городами и областями без особых проблем.

Безусловно, разница в нашей сфере между городами ощутима даже в Сибири: Новосибирск куда более продвинутый город, чем тот же Омск. Лично для меня большим открытием стало, что Иркутск очень хорошо развивается.

Владивосток и дальневосточный регион в целом нельзя назвать отсталыми: на востоке России хорошо воспринимают современные технологии интернет-маркетинга, там есть энергичные заказчики наших услуг, которые готовы внедрять новое и следят за трендами.

Разница в сфере маркетинга между городами ощутима даже в Сибири: Новосибирск куда более продвинутый город, чем тот же Омск

Крупные федеральные компании, банки заказывают работу в регионах, где необходимо что-то провести на уровне своих филиалов – местные подрядчики знают лучше свой регион, также они готовы выставить конкурентную цену.

– Насколько у нас в Сибири дешевле специалисты в сфере интернет-маркетинга, чем в столичном регионе?

– Прослеживается такая тенденция, что крупные игроки выносят из Москвы и Санкт-Петербурга технические службы и отделы туда, где возможна эффективная дистанционная работа и при этом можно меньше платить персоналу. Поэтому радикального отличия в цифрах по оплате мы уже не увидим.

Второй момент – сами специалисты, те же фрилансеры, могут работать удаленно, находясь в Сибири и получая вполне приличные по меркам региона деньги. Конечно, это ударяет по местным работодателям, которым приходится предлагать конкурентное вознаграждение хорошим специалистам (в сравнении со столичными).

Касаемо именно интернет-маркетинга, оценивать стоимость той или иной услуги тоже своего рода проблема. Цены на один и тот же анализ юзабилити сайта (чтобы он лучше продавал, чтобы была выше конверсия) могут отличаться в десятки раз – нет единого отраслевого «усредненного» прайс-листа.

Состав работ, входящих в ту или иную услугу, тоже очень приблизительный. Не всегда можно установить показатель, который будет получен: «у вас сейчас конверсия 1%, а будет после нашей аналитики 10%» – под таким заявлением никто не подпишется.

Но как в любой отрасли, если специалист или компания станут делать свою работу хорошо, то их услуги будут стоить дорого, вне зависимости от их географического местонахождения.

Ту же аналитику можно сделать за 20 минут силами студента, и она, возможно, даже будет нести в себе рациональное зерно, но все равно останется любительской работой со всеми ее закономерно ожидаемыми изъянами – от формы подачи до практической пользы.

Саму услугу в нашей отрасли перед покупкой нельзя ни пощупать, ни оценить. Заказчик или поддается красивым обещаниям продажника, или ищет сам компании и специалистов с хорошей репутацией и отзывами потребителей.

– ИТ-специалисты активно и почти в унисон говорят о том, что в России «коммерция» уступает пальму первенства государственным организациям в структуре потребительских услуг и программных продуктов.

– На самом деле для нас как раз негосударственные заказчики составляют основной пул клиентов. Госсектор встречается в списках клиентов лишь эпизодически.

Сами специалисты, те же фрилансеры, могут работать удаленно, находясь в Сибири и получая вполне приличные по меркам региона деньги. Конечно, это ударяет по местным работодателям

Опять же все зависит от стратегии развития компании: мы для себя выбрали главным коммерческий сектор, а государственный заказ считаем своего рода денежной «иглой», на которую легко подсесть, однако очень трудно в дальнейшем отказаться.

Когда же вдруг происходит этот самый болезненный разрыв, то можно остаться у разбитого корыта. Но даже если ничего не меняется и госзаказы преобладают на протяжении длительного времени, свобода движения вперед исчезает, нет развития, и вся работа сводится только к реализации прописанных в контракте задач. Это не наш метод.

– Да, но макроэкономическая ситуация все равно изменяется. Один из векторов развития – полное «обеление» финансовой жизни: предприятия с каждым годом делаются прозрачнее. Выдающегося роста продаж где бы то ни было тоже не наблюдается. Не означает ли это в итоге очередное урезание бюджетов на тот же маркетинг? В PR-сфере это уже ощутимо…

– Есть два разнонаправленных и противоположных тренда.

Первый – это то самое бесконечное желание на всем сэкономить, обрезание бюджетов, сокращения и т.д.

Второй тренд – продолжающееся проникновение интернет-технологий и связанные с ним рост онлайн-продаж и использование инструментов интернет-маркетинга.

Все, что развивается и будет развиваться в ближайшие годы, – это второй тренд в чистом виде, и он все-таки сильнее первого.

Сейчас можно сказать о массовом уходе в интернет из традиционного маркетинга, продаж и т.д. Рынок растет, чтобы ни говорили, но растет именно там, где внедряются новые интернет-технологии. На них деньги тратятся в России с каждым годом все больше.

– Кризис вообще не ощущается?

– Определенные изменения есть, но я бы их отнес к положительным для отрасли. Многие действия заказчиков в области интернет-маркетинга становятся осознаннее: они не просто тратят деньги, а анализируют эффективность того или иного канала, технологии и т.д. Это убирает с рынка нечестных игроков. Опять же в интернет-маркетинге есть одно важное преимущество перед «классическим»: можно все довольно быстро подсчитать – каждый вложенный рубль и его отдачу по факту.

– Вы работаете с digital-решениями. Что можно сказать о предыдущем поколении маркетинговых инструментов, например о традиционной наружной рекламе? Они умирают?

– Не совсем. По крайней мере если посмотреть, сколько региональные крупные рекламодатели тратят денег на традиционную «наружку» – гораздо больше, чем на интернет-площадки.

Мне кажется, что видеоконтент близок к максимуму своей популярности, и рост в этом направлении в ближайшие годы замедлится. Человек устроен так, что не может постоянно воспринимать все через тот же YouTube

На словах все хоронят «наружку», хотя при этом тратят на нее миллионы. Конечно, время расставит все на свои места, эволюция неизбежна, но категорично об уходе с рынка старых форм и методов я бы не стал говорить.

– Тогда как внедрять новое? Убеждать? Апеллировать к опыту других? Как вообще происходит процесс перехода на современные технологии у заказчиков в вашей сфере?

– Убеждать – самое бессмысленное занятие. И крайне неблагодарное. Самые классные клиенты – это те, кто уже попробовал и понимает, о чем мы говорим. Они хотят улучшить что-то имеющееся, осознают, какие результаты можно получить и насколько готов рынок к этому. Бывает и первый негативный опыт с интернетом: человек вычитал про какой-то передовой продукт или методику, потратил деньги, не получил нужный эффект, поскольку не оценил уровень развития его сегмента рынка именно в плане продаж и продвижения, и разочаровался. Но следом приходит и понимание, выполняется «работа над ошибками». Потом не везде можно сразу переключаться на интернет-технологии, в каких-то областях это просто рано: люди не готовы, есть риски.

– Рассмотрим пример из реальной жизни. Компания из одной области Западной Сибири продвигает свою технологию малоэтажного строительства. Все в интернете внешне сделано «по уму» и при этом с прицелом на обыкновенного потребителя. На YouTube все понятно изложено, записаны живые отзывы, показан процесс работ. Но в своем регионе такое продвижение не срабатывает, и вдруг почему-то в далеком Хабаровске возникает интерес, и у них начинаются там хорошие продажи.

– Это говорит о региональных различиях в восприятии той или иной темы в России. Восток страны оказывается весьма живым, как мы уже говорили. Там живут активные и современные люди. Ваш пример это только подтверждает.

– А что можно сказать про технологию видеоблогов на YouTube, которой сейчас многие «болеют»?

– Мне кажется, что видеоконтент близок к максимуму своей популярности, и рост в этом направлении в ближайшие годы замедлится. Да, его много. Да, есть большой интерес к нему. Но человек устроен так, что не может постоянно воспринимать все через тот же YouTube.

Во-первых, чтобы смотреть, нужно больше времени, которого не так много у взрослых и занятых людей.

Во-вторых, имеются определенный объем видеоконтента, который может воспринимать мозг человека «за один прием».

В-третьих, чтобы снимать качественное и авторское видео, нужно много усилий и средств, которые есть далеко не у всех.

– Хорошо, давайте посмотрим на сайты и на то, как их сегодня делают. Вроде бы тема уже совсем не новая, написаны сотни статей о том, «как лучше», «что эффективнее» и т.д. Но работы низкого качества по-прежнему доминируют. В городе-миллионнике, например, 150 контор делают сайты. Создают ли сегодня какие-то из них продукты с учетом рекомендаций интернет-маркетологов? Становится ли это нормой в российском бизнесе?

– Некачественный сайт – чаще всего результат отсутствия видения у заказчика конечного результата. Как заказчик сформировал техзадание или его подобие для исполнителя, то и получил на выходе.

Большинство из тех самых 150 контор в провинциальном городе-миллионнике справятся с любыми техническими задачами при создании сайта. Но в том-то и дело, что заказчик может элементарно не понимать, что вообще можно получить от своего сайта. Где-то за него это «додумывают» исполнители, а где-то нет. Часто делают сайт ради сайта: должен быть и все.

Случаи, когда «все с самого начала сделано по уму», тоже наблюдаем. Как правило, это крупные компании (сети бытовой техники, товаров для дома). Их специалисты понимают, как работает сайт, как он продает. Приучают потребителей покупать онлайн, оттачивают методики, получают реальную выгоду, плотно взаимодействуют с интернет-маркетологами. Это все уже есть. Конечно, такой опыт изучается в отрасли, коллеги учатся и начинают внедрять его.

– Говоря о дальнейшем развитии отрасли, трудно пройти мимо темы прогнозов на ближайшее будущее. Есть ли какие-то интересные темы «на перспективу»?

– Если говорить о будущем, то перспективный сегмент – различные носимые подключенные устройства (те же смарт-часы или AR/VR-устройства).

Виртуальная реальность должна неплохо «выстрелить»: буквально в последнее время цена нормальных VR-устройств стала серьезно ниже. Порог вхождения опустился с 200-300 тысяч рублей до 30-50 тысяч. То есть еще немного, и это станет массовой технологией, про технические возможности которой, наверное, можно не говорить – они удивительные. При этом контента под такие устройства крайне мало (разработчикам на заметку). Как только это станет массовым, то «выстрелит» везде. Еще одно перспективное поле деятельности – телемедицина.

В заключение отмечу, что мы, конечно, следим за такими трендами, но в своей работе используем все-таки то, что уже апробировано в промышленном масштабе.

Беседовал Евгений Белкин

 

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика