Какие ИТ-кадры сегодня нужны рынку::БИТ 02.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
сентябрь    2019
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

17.09.2019

Деловой сезон начинается: бесплатное обучение и сервисы от MBM.MOS.RU

Читать далее 

16.09.2019

Основа нашей работы – сотрудничество

Читать далее 

13.09.2019

Деловой завтрак «Цифровизация строительной отрасли»

Читать далее 

13.09.2019

На Oracle Systems Advantage Forum клиенты узнали, как получить выгоду из 2,5 квинтиллионов байт данных

Читать далее 

показать все 

Статьи

31.08.2019

Кадры для цифровой среды

Читать далее 

29.08.2019

Пора менять модель?

Читать далее 

28.08.2019

Тормозы для маркетинга

Читать далее 

27.08.2019

Может ли Россия стать центром высокотехнологичного экспорта?

Читать далее 

24.08.2019

Искусственный интеллект в России: перспективы и препятствия

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

04.06.2019

Бонусы за лояльность

Читать далее 

04.06.2019

Прощайте, доктора?

Читать далее 

04.06.2019

Между В2В и В2С – сплошная двойная

Читать далее 

04.06.2019

Компьютеры + медицина = синергия

Читать далее 

показать все 

Какие ИТ-кадры сегодня нужны рынку

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №02 (65) / Какие ИТ-кадры сегодня нужны рынку

Рубрика: Тема номера /  ИТ-кадры


Какие ИТ-кадры
сегодня нужны рынку

Сложившаяся вузовская система подготовки ИТ-специалистов остается консервативной и не соответствует растущим кадровым запросам рынка

Как показал опрос ключевых работодателей ИТ-отрасли, проводившийся с декабря 2016-го по февраль 2017 года Институтом развития интернета, разрыв между академическим образованием в сфере ИТ и требованиями ИТ-бизнеса по-прежнему значителен. В опросе приняли участие представители крупного, среднего и малого бизнеса, среди которых такие компании, как Mail.ru, «Яндекс», Acronis, Group IB, «Диасофт», «Ашманов и партнеры», РБК, TVZavr и другие.

Подготовка молодых специалистов

Директор ИРИ Екатерина Рудых: «Крупнейшие игроки ИТ-отрасли стремятся самостоятельно преодолеть этот разрыв, активно взаимодействуя напрямую с профильными вузами, открывая кафедры и лаборатории, разрабатывая совместные образовательные программы. Только совместные усилия бизнеса и вузов помогут ускориться до темпов быстро цифровизирующейся сегодня экономики».

В России в общем рейтинге специальностей дисциплина «Информатика и вычислительная техника» занимает сегодня седьмое место. Как минимум по одной ИТ-специальности предлагают магистерскую подготовку около двухсот вузов страны.

Ежегодно институты и университеты России выпускают около 25 тысяч ИТ-специалистов, из которых, по оценкам экспертов ИРИ, лишь 15% готовы к немедленному трудоустройству и эффективной работе в отрасли. Средний срок «дообучения» молодого специалиста на рабочем месте составляет от шести месяцев до одного года.

Другими словами, дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в сфере ИТ не только сохраняется, но и по ряду направлений усиливается. Актуальность этой проблемы подтверждают почти 90% опрошенных ИРИ компаний-работодателей.

Бизнес констатирует, что разрыв между существующими программами обучения по ИТ-специальностям и требованиями реальных проектов остается значительным.

Кого ждут в компаниях?

Как отмечают респонденты, опрошенные ИРИ, наиболее востребованы сегодня ИТ-специалисты с опытом работы от 1 до 3 лет (более 35%), а также от 3 до 5 лет (30%). Менее 15% компаний подтверждают интерес к специалистам-выпускникам, не имеющим опыта работы.

В первую очередь наблюдается дефицит разработчиков (около 70%), а также менеджеров проектов и аналитиков (38% и 36% соответственно).

Ежегодно институты и университеты России выпускают около 25 тысяч ИТ-специалистов, из которых, по оценкам экспертов ИРИ, лишь 15% готовы к немедленному трудоустройству и эффективной работе в отрасли

Компенсировать кадровый голод компании-респонденты стремятся за счет выпускников таких вузов, как МГТУ им. Н.Э. Баумана (43%), МФТИ (34%), а также МГУ им. М.В. Ломоносова (38%). В то же время три четверти опрошенных считают, что бренд вуза не имеет решающего значения. Важнее реальные знания и навыки выпускников, их готовность сразу включаться в рабочий процесс.

Есть проблема привлечения специалистов в регионах – опрошенные компании отмечают сложности в рекрутинге выпускников столичных вузов. Поэтому многие рекламодатели взаимодействуют с локальными образовательными организациями.

Для подавляющего большинства респондентов не имеет значения позиция вуза, выпускающего ИТ-специалистов, в различных рейтингах. В частности, международные рейтинги часто вообще не учитывают реалии российского бизнеса и поэтому малодоказательны для отечественных компаний.

Общий скепсис в отношении рейтингов объясним непрозрачностью их формирования, спецификой отбора параметров для ранжирования, не всегда отражающей реальные потребности рынка в кадрах.

Что ждут работодатели от ИТ-специалистов и чем готовы помочь?

От специалистов в сфере ИТ работодатели сегодня ждут:

  • обширных компетенций в области программирования (Java, Python, Erelang, JavaScript, HTML5, JPA, Spring, Guice, GWT, Apache Commons, Eclipse SWT, AppFuse и пр.);
  • в том числе прикладного ПО, а также управления базами данных (PostgreSQL, Oracle, MySQL, MS SQL);
  • управления процессами разработки ПО;
  • и управления ИТ-проектами.

Растет востребованность экспертов в области информационной безопасности. Параллельно формируется спрос на компетенции для работы с большими данными и интернетом вещей.

Респонденты отмечают необходимость ряда soft skills (гибких навыков) у современных ИТ-специалистов.

В частности, приветствуются ведение деловой переписки и переговоров, поиск и анализ информации, креативность мышления, навыки командной работы. Из дополнительных востребованных навыков отмечаются подготовка и проведение презентаций.

Более трети компаний, опрошенных ИРИ, подтверждает свою готовность финансировать обучение/переподготовку/повышение квалификации в ИТ-вузах по необходимым им специальностям.

Спрос на наиболее востребованные компетенции в области ИТ может быть быстрее и эффективнее удовлетворен за счет совместных партнерских программ компаний с вузами

Самый большой интерес у работодателей вызывает формат совместного проекта с техническим вузом, осуществляющим подготовку студентов по ИТ-специальностям, более половины опрошенных отдают предпочтение проведению лекций либо мастер-классов.

Почти 80% компаний готовы обеспечивать трудоустройство квалифицированных ИТ-выпускников.

Со своей стороны ИТ-компании заинтересованы в повышении квалификации своих сотрудников, направляя их на краткосрочные курсы по ИТ-программам (это подтвердили более трети опрошенных).

В перечне предметов, которые изучают в университетах будущие ИТ-специалисты, компании хотели бы видеть в первую очередь информацию об отечественных разработках в сфере ИТ (как программные решения, так и аппаратные), а также об ИТ-разработках с существенной долей рынка, попадающие в глобальные рейтинги (например, Gartner Magic Quadrant).

Кроме того, опрошенные компании проявили интерес к технологиям искусственного интеллекта, распознавания речи и образов, больших данных.

«Спрос на наиболее востребованные компетенции в области ИТ – в первую очередь в сфере программирования, аналитики, инновационных технологий – может быть быстрее иэффективнее удовлетворен за счет совместных партнерских программ компаний с вузами. Исследование ИРИ ИТ-вузов России показало, что рынок на самом деле давно ведет совместную работу с образовательными организациями, постоянно усиливая форматы взаимодействия. Мы собрали данные о форматах взаимодействия бизнеса и вузов, лучшие практики партнерства. Важно популяризировать это направление, особенно в регионах», – отметила руководитель направления «Интернет + Образование» ИРИ Алена Ватбольская.

Большая часть ИТ-вузов подтверждает свою заинтересованность в подобных инициативах компаний. Основная их цель – повышение качества оказываемого ИТ-образования иактуализация знаний и навыков выпускников.

Что ждут вузы от компаний?

От компаний-партнеров ИТ-вузы ждут в первую очередь методологической поддержки – в части разработки программ по новым или наиболее востребованным технологиям. На такой же формат взаимодействия ориентированы по большей части и сами участники рынка.

Как показал опрос ИРИ, в подобных инициативах с вузами участвуют более 100 игроков ИТ-рынка, причем в регионах это часто локальные поставщики.

Преимущественно обучение проводится в рамках бакалавриата или магистратуры, преимущественно очно.

Онлайн-формат пока не получил большого распространения в рамках подобных партнерских программ. В более 60% опрошенных ИТ-вузов партнерские программы обучения являются бесплатными.

По результатам параллельно проводимых опросов – ИТ-вузов и работодателей – большинство программ подготовки сегодня ориентировано на закрытие первоочередных кадровых потребностей – преимущественно в разработчиках, а также специалистах в сфере информационной безопасности.

Усиление взаимодействия между рынком и академической средой позволит быстрее решить проблемы качества подготовки по ИТ-специальностям, а также повысить интерес школьников и студентов к обучению и работе в ИТ-индустрии в целом.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №06 (89) 2019г.
Выпуск №06 (89) 2019г. Выпуск №05 (88) 2019г. Выпуск №04 (87) 2019г. Выпуск №03 (86) 2019г. Выпуск №02 (85) 2019г. Выпуск №01 (84) 2019г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика