Люди ищут компании, компании ищут людей. Где учить, искать и находить ИТ‑профессионалов?::БИТ 02.2017
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
октябрь    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

11.10.2024

Николай Нашивочников, «Газинформсервис»: в нефтегазовом секторе изменился ландшафт угроз

Читать далее 

10.10.2024

В Москве обсудят применение искусственного интеллекта в строительстве

Читать далее 

08.10.2024

«ГенИИ» расскажут о кейсах и вызовах ИИ в производстве

Читать далее 

08.10.2024

Зарулили на 1-е место: победителем «Биржи ИБ- и IT-стартапов» стал проект по автомобильной кибербезопасности

Читать далее 

01.10.2024

«Киберарена»: «Газинформсервис» запускает новый формат киберсоревнований

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.10.2024

Технологический ИИ-арсенал

Читать далее 

28.09.2024

Чем страшен ИИ, и с чем его едят

Читать далее 

18.09.2024

Готов ли рынок АСУ ТП к переменам?

Читать далее 

12.09.2024

Отрыв длиной в год. Российские ИИ-решения незначительно уступают иностранным аналогам

Читать далее 

09.09.2024

Лейсан Чистая: «КулибИТ для каждого из нас это больше, чем просто проект – это наша миссия»

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

показать все 

Люди ищут компании, компании ищут людей. Где учить, искать и находить ИТ‑профессионалов?

Главная / Архив номеров / 2017 / Выпуск №02 (65) / Люди ищут компании, компании ищут людей. Где учить, искать и находить ИТ‑профессионалов?

Рубрика: Тема номера /  ИТ-кадры


Люди ищут компании, компании ищут людей
Где учить, искать и находить ИТ-профессионалов?

Это особенная сфера – ИТ... Она развивается стремительно, как никакая другая, и требует все новых и новых специалистов для своего дальнейшего прогресса.

Где учат на айтишников? Как учат айтишников? Что хотят компании от молодых специалистов и что им могут предложить вузы?

«БИТ» публикует подборку материалов по теме «ИТ-кадры», показывая ситуацию с различных точек зрения

Этим вопросом задаются как отдельные компании, так и отраслевые ассоциации и союзы. Наиболее полная оценка ситуации с подготовкой и пополнением кадров в российской ИТ-отрасли дана, на наш взгляд, в последнем исследовании экспортной индустрии разработки ПО в России, проведенном НП «РУССОФТ» в 2016 году при поддержке АПКИТ1.

По мнению экспертов «РУССОФТа», общая ситуация с кадрами в сфере ИТ признается сегодня рекрутинговыми агентствами вполне стабильной. Снижение спроса в 2015 году всего лишь уменьшило имеющийся дефицит кадров, а в 2016-м активность работодателей, ищущих ИТ-специалистов, восстановилась на докризисном уровне.

Опрос, проведенный HeadHun ter в апреле 2016 года среди 225 респондентов, показал, что для ИТ-специалистов высокая зарплата не является главным фактором привлекательности работы. Намного чаще они упоминали интересную работу (86%) и перспективную и динамично развивающуюся сферу (58%). Про зарплату упомянули только 39% респондентов.23% ценят гибкий график работы, а 23% – то, что специалисты сферы ИТ востребованы и защищены от сокращений.

На основе опроса, сделанного в мае-июле 2016-го, компания HeadHunter составила портрет соискателя в ИТ-сфере.

Преимущественно это мужчины (88%) в возрасте 26-35 лет (54%) с опытом работы более 6 лет (62%). Меньше всего в этой сфере специалистов 46-55 лет (4%), а также соискателей без опыта работы (3%). При распространенном мнении о стремлении профессионалов ИТ за рубеж, только 15% из них читают профессиональную литературу на иностранном языке, всего 3% свободно говорят. Чуть больше четверти (26%) не владеют никаким иностранным языком, а 24% соискателей отметили в резюме наличие базовых знаний.

Мигранты частично восполняют дефицит кадров

Ближнее и дальнее зарубежье. Наибольшая миграция разработчиков ПО наблюдалась с 90-х годов до середины нулевых. С начала 90-х годов прошлого века примерно в течение полутора десятков лет отток кадров в дальнее зарубежье был серьезной проблемой для российских софтверных компаний.

Летом 2016 года компания HeadHunter представила следующие данные: в России были готовы сменить место жительства ради работы 36% соискателей, имеющих ИТ-специальность, а возможность переезда в другую страну рассматривали 22% опрошенных

К 2005-2007 годам зарплаты в России так подросли, что для многих разработчиков утратился смысл переезжать на заработки в другую страну. Часть уехавших раньше специалистов стала возвращаться на родину. При этом наблюдался устойчивый поток в Россию разработчиков ПО из Белоруссии и Украины (включая тех, кто приезжал в нашу страну на учебу иустраивался на работу после окончания вуза).

Основным донором ИТ-специалистов в 2015 году являлась Украина, хотя Казахстан и Белоруссия не намного от нее отставали по количеству желающих переехать в Россию. Предполагается, что значительный приток обеспечивали украинские беженцы (лица, обратившиеся с запросом соответствующего статуса – беженца, временное убежище), которых, даже по официальным данным, прибыло в 2014 году около 270 тыс. человек. Вместе с теми, кто приехал в Россию с Украины без запроса официального статуса, общий приток украинских беженцев достиг, по некоторым оценкам, 1 млн человек.

В 2015 году ситуация на Украине стабилизировалась, хотя и остается напряженной. Украина перестала быть лидером по доле всех иностранных ИТ-специалистов, готовых работать в российской компании. Ее обогнали Белоруссия и Казахстан.

Беженцы из ближнего зарубежья согласно российскому законодательству могут подать упрощенный список документов по государственной программе переселения соотечественников и достаточно быстро получить российское гражданство. Это также способствует переезду специалистов в Россию.

Российское правительство еще до украинского кризиса приняло ряд решений, способствующих притоку иностранных специалистов. Предполагается, что эти решения позволят занесколько лет к 2020 году привлечь из-за рубежа до 200 тыс. квалифицированных специалистов.

Эксперты полагают, что наибольший приток кадров можно ожидать из ближнего зарубежья (из Украины, Белоруссии и других стран СНГ).

Страны, являющиеся потенциальными донорами для релокации специалистов ИТ-сферы в Россию (гражданство соискателей, отметивших возможность переезда в Россию в резюме, опубликованных с мая по июль 2016 г.)

Однако условия, которые предлагаются работодателями в России программистам, достаточно привлекательны также для программистов из Юго-Восточной Азии и даже из Южной Европы, где отмечается высокий уровень безработицы.

При этом 5 тыс. специалистов (максимум 10 тыс.), ежегодно переезжающих в Россию, – слишком малая величина, чтобы добиться поставленной задачи о привлечении 200 тыс. квалифицированных специалистов. Программа фактически не работает. Возможно, из-за того, что за рубежом не идет активное продвижении России как страны, в которую можно переехать в поисках работы.

Миграция ИТ-специалистов внутри России. Согласно исследованию, которое провели мэрия Иннополиса (нового города в Татарстане) и HeadHunter, 48% ИТ-специалистов России готовы к переезду в другой регион страны, а 16% из них такой опыт уже имеют.

Наиболее предпочтительными субъектами для переезда стали: Москва (29,2%), Санкт-Петербург (27,7%) и Краснодарский край (11,3%). Также в ТОП-10 вошли Московская, Новосибирская, Нижегородская, Калининградская, Ленинградская, Самарская области и Республика Татарстан.

Если говорить о переезде в техно- и ИТ-парки России, то в ТОП-5, о которых респонденты слышали, входят инновационный центр Сколково (Москва), Академпарк (Новосибирск), Физтехпарк (Москва), IT-парк и Иннополис (Татарстан).

При этом для более чем 60% специалистов было бы интересно поработать в технопарке, 20% из них не задумывались о такой возможности, 10% отвергают такой вариант, 10% уже там работали или работают. Основное преимущество технопарков ИТ-специалисты определяют как возможность обмениваться опытом или учиться чему-то новому, передовые технологии и более высокая заработная плата.

Чаще других задумываются о релокации в рамках страны ИТ-специалисты из общего руководства и занятые администрированием баз данных. Меньше всего переезд в другие регионы России привлекает разработчиков мобильных приложений (18%), которые скорее предпочли бы переехать за границу (25%). Туда же стремятся тестировщики (21%) ипрограммисты (16%).

Подготовка кадров: уже не нищие, но еще бедные

Студенты и выпускники вузов. В сфере подготовки кадров для ИТ-отрасли все последние лет десять имеется хотя и небольшой, но все-таки постоянный очевидный прогресс. Некоторые правительственные решения, касающиеся системы образования, выглядят запоздалыми, поскольку соответствующие предложения от представителей ИТ-компаний и отраслевых объединений были высказаны уже около 15 лет назад.

Прогресс заключается, в частности, в улучшении финансирования вузов. Произошедшие изменения хорошо охарактеризовал один из профессоров ИТМО: «Мы перешли в другую категорию. Если раньше были нищими, то сейчас стали бедными, а между нищими и бедными есть принципиальная разница. Теперь у нас появилась возможность развиваться».

Материально-техническая база у многих университетов уже находится на хорошем уровне, а недостаток финансирования касается прежде всего уровня зарплаты профессорско-преподавательского состава. Есть очень богатые вузы (прежде всего московские, у которых очень дорогое платное обучение и мощные спонсоры). Некоторые преподаватели имеют возможность неплохо зарабатывать. Работать в вузы теперь идут и молодые люди, улучшая показатель среднего возраста профессорско-преподавательского состава. Однако длямолодых преподавателей материальный стимул является не главным.

В то же время далеко не все вузы заслуживают увеличения финансирования своей деятельности со стороны государства.

Для ведущих вузов этот показатель превышает 70%, но в среднем по стране составляет где-то около 50% (значит, у отдельных вузов менее половины выпускников идут работать поспециальности). Не все проблемы можно решить деньгами. Иногда требуется смена руководства вуза или присоединение отстающих университетов к ведущим.

Более 50% выпускников университетов не идут работать по выбранной ИТ-специальности во многом из-за того, что их уровень подготовки не удовлетворяет работодателей

В последние два года финансирование вузов вряд ли увеличивалось, если учесть все источники – бюджетные вливания, платное обучение, вложения партнеров, коммерческие проекты, – скорее всего осталось на прежнем уровне в рублевом выражении.

Однако можно предположить, что эффективность государственного финансирования в сфере высшего образования повысилась. Это могло произойти в результате участия российских университетов в конкуренции за повышение своих позиций в различных рейтингах. Эти рейтинги, конечно, не совершенны, не обеспечивают адекватное сравнение (прежде всего между университетами разных стран), но все-таки служат в какой-то мере оценкой того, как развивается вуз.

Если раньше финансирование вузов велось хаотично и многое зависело от способности ректора выбивать деньги из бюджета, то с системой рейтингов появилась возможность определять хотя бы те вузы, которые не имеют никаких оснований для получения дополнительного финансирования.

Повышать качество образования и долю выпускников, которые идут работать по специальности, важно, но в любом случае требуется также увеличивать общее количество студентов по дефицитным техническим специальностям.

Благодаря активности отраслевой зонтичной Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) подобное увеличение в последние годы осуществляется довольно регулярно. В 2016 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ сообщало об увеличении на 31% количества бюджетных мест по ИТ-специальностям в российских вузах.

В результате за последние годы государственный заказ на ИТ-специалистов вырос более чем на 70%, поднявшись с 25 тыс. до более чем 42,5 тыс. бюджетных мест. В 2017 году предполагается увеличение еще примерно на 30% за счет сокращения количества бюджетных мест по другим специальностям, которые не пользуются спросом, соответствующим количеству выпускников.

Из 2607 российских вузов подготовка специалистов в области информационных технологий ведется в 951. (Данная информация получена из исследования «Экономика Рунета 2014-2015 РАЭК, Superjob.ru».)

К сожалению, точной статистики по подготовке в вузах специалистов в области ИТ с разделением на отдельные специальности и с данными о трудоустройстве выпускников воткрытом доступе нет. Мы можем только примерно их рассчитать, опираясь на исходные данные, полученные из различных источников.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в России 4 млн 766 тыс. студентов. Из них учатся очно 2 млн 269 тыс. Выпускников из них примерно в 5 раз меньше, а на ИТ-специальности приходится 14% от всех учебных программ.

Таким образом, в России около 60 тыс. выпускников, которые обучались очно, имеют специальность в области информационных технологий (если принять то, что доля программ соответствует доле студентов). С другими формами обучения получится около 130 тыс.

Почти все ИТ-специалисты имеют навыки программирования, но программистами могут работать не более половины. Еще примерно пополам нужно делить количество выпускников, если нужно определить тех, кто идет работать по специальности. В результате из 60-65 тыс. выпускников вузов, которые получили подготовку в области программирования, работать программистами идут около 30 тыс.

Софтверным компаниям достаются 8-10 тыс., остальные работают на предприятиях и в организациях разных секторов экономики. Кроме того, известно, что около 65 тыс. человек сдают ЕГЭ по информатике. Это примерно столько, сколько поступает в вузы по ИТ-специальностям с очной формой обучения.

Тем не менее Минкомсвязи определило, что для форсированного развития ИТ-отрасли с 2014 по 2018 год необходимо подготовить не менее 350 тыс. ИТ-специалистов. Увеличение бюджетных мест по ИТ-специальностям – одна из мер, позволяющих достичь этой цели.

Ожидается, что система образования (включая учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров) подготовит к 2018 году до 150 тыс. ИТ-специалистов. Недостающих специалистов предполагается привлечь из-за рубежа. Однако достаточно точной и достоверной информации о том, сколько готовится специалистов и какая их доля идет работать поспециальности, не существует. Ориентиры есть, но проверить, насколько к ним удалось приблизиться и насколько они правильно заданы, нельзя.

Как показывает опыт, с точки зрения повышения квалификации и переподготовки действующих ИТ-инженеров эффективность вузов оказывается ниже, чем в учебных центрах компаний, поскольку в своем большинстве преподаватели вузов не имеют ежедневной практики участия в конкретных проектах

Рост бюджетных мест по ИТ-специальностям можно приветствовать, но также желательно согласовывать планы по их увеличению с тем, сколько абитуриентов готовы выбрать этиспециальности.

В последние годы на качестве подготовки инженеров сказывается нахождение в так называемой демографической яме, вызванной резким сокращением количества выпускников школ из-за падения рождаемости в период «перестройки» в 90-х годах прошлого века (рост численности выпускников школ ожидается только после 2018 года).

Это привело к тому, что конкурс в технические вузы сокращался год от года. Поступить в университеты стало легче, а после поступления угроза отчисления снизилась. Поэтому и увузов, и у молодых людей становится меньше стимулов для повышения качества обучения.

К 2010 году падение уровня подготовки выпускников и студентов (которые начинают работать в компаниях еще до получения диплома) стало очевидным почти для всех работодателей. Конечно, речь шла только о среднем уровне подготовки, который медленно, но снижается, в то время как в отдельных учебных заведениях качество подготовки впоследние годы могло и улучшиться.

Кроме того, преподаватели стали отмечать, что современные студенты перестали читать не только художественную литературу, но и специальную. Вследствие этого у них сужается кругозор, который был одним из конкурентных преимуществ российских разработчиков. Он необходим для понимания требований заказчиков, представляющих различные сферы человеческой деятельности.

Кроме того, недостаток знаний, получение которых не предполагает узкая техническая специализация, сдерживает развитие высокотехнологичного предпринимательства, аотсутствие общей культуры снижает привязанность к своей стране. Из-за этого многие молодые специалисты готовы покинуть Россию, а это значит, что вложениями в их подготовку воспользуются другие страны. Преподаватели ведущих вузов уже беспокоятся по поводу сужения кругозора студентов и изменения признаваемых ими ценностей.

В то же время есть и позитивные изменения. Университеты получили гранты, которые позволяют приглашать известных профессоров из-за рубежа. К тому же, если судить подостижениям российских студентов-выпускников в международных соревнованиях программистов, какого-либо ухудшения уровня подготовки в сравнении с зарубежными университетами не произошло. Отчасти это можно объяснить тем, что уровень подготовки по ИТ-специальностям постепенно снижается в большинстве стран мира (особенно вразвитых).

Однако при увеличении государственного финансирования пока не получается привлекать молодых талантливых преподавателей в том количестве, которое необходимо длясохранения имеющегося качества образования. Зарплата преподавательского состава в вузах остается достаточно низкой, и очень многое держится на энтузиастах, которые современем уходят на пенсию или соглашаются по семейным обстоятельствам на предложения более высокооплачиваемой работы в бизнесе.

Иннополис. При участии государства создано новое учебное заведение, которое будет осуществлять подготовку исключительно специалистов в области ИТ и робототехники. Этоуниверситет «Иннополис» в одноименном городе для высокотехнологичного бизнеса, который построен рядом с Казанью, столицей Республики Татарстан. Обучение в Иннополисе ведется по следующим направлениям: системное программирование (Software Engineering), безопасность компьютерных систем и сетей (Cyber Security), системы управления большими данными (Data Sciences), робототехника (Robotics) и компьютерные технологии (Computer Science).

Переподготовка кадров. Пополнять штат софтверных компаний можно также в результате переподготовки кадров. Многие выпускники вузов, не являющиеся ИТ-специалистами, достаточно быстро могут переквалифицироваться, поскольку имеют определенные базовые знания.

Для решения проблемы кадрового дефицита в ИТ-отрасли Минкомсвязь РФ совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ и субъектами РФ инициировали в 2015 году включение ИТ-специальностей в финансируемые государством региональные программы переквалификации высвобождающихся специалистов из других отраслей.

Обеспечить увеличение предложения со стороны программистов на российском рынке труда также может создаваемая организованным бизнесом система последипломного образования (система повышения квалификации и переподготовки кадров).

Например, в июне в 2013 года в Санкт-Петербурге НП «РУССОФТ» при поддержке Американской торговой палаты в этом городе учредило Академию последипломного ИТ-образования (СПб ИТАПО), в которой на базе учебных центров коммерческих компаний действует порядка десяти кафедр, предлагающих модульные программы переподготовки специалистов в разных сферах ИТ – от программирования и тестирования ПО до прикладных программ уровня города/предприятия.

Государственные меры. Уже на протяжении нескольких лет правительство принимает меры для улучшения ситуации в области подготовки ИТ-специалистов. В конце 2011 года был утвержден перечень специальностей в высших учебных заведениях и специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации итехнологического развития российской экономики.

В список вошло около 100 позиций, примерно треть которых посвящена сфере ИКТ. С 2012 году студенты и научные работники, выбравшие для себя специальности, соответствующие приоритетным направлениям, претендуют на президентские и правительственные стипендии, размер которых будет достаточно большим по российским меркам.

Кроме того, Министерство образования РФ утвердило трехлетнюю программу переподготовки инженерных кадров, в рамках которой предполагается обучить не менее 15 тыс. человек.

Реализация данной программы будет вестись по принципу частно-государственного партнерства. Министерство образования готово финансировать до 50% затрат работодателей наобучение инженеров. На эти цели из бюджета министерства предполагается выделять ежегодно до $10 млн.

Данная программа предусматривает переподготовку в России, а также стажировку специалистов за рубежом. Аналогичные меры поддержки осуществляются и готовятся на уровне регионов.

К сожалению, предложенная программа настроена на переподготовку кадров на базе существующих кафедр университетов и не предусматривает задействования потенциала учебных центров средних и крупных российских компаний, а также учебных центров зарубежных корпораций в России.

С учетом сказанного за счет существующей системы образования можно только частично снизить дефицит ИТ-специалистов и, в частности, разработчиков ПО.

Партнерство вузов и компаний

Частные компании так же, как российское правительство, стали больше уделять внимания проблеме подготовки кадров. В 2013 году и в первой половине 2014-го крупные ИТ-предприятия, которые уже давно и активно сотрудничают с вузами, объявили о запуске новых образовательных программ или о расширении уже имеющегося сотрудничества. Новостей о подобных инициативах стало намного больше, чем в предыдущие несколько лет.

Если судить по результатам опроса Ассоциации «РУССОФТ», в 2014-м по отношению к предыдущему году активность софтверных компаний в этой области несколько снизилась, но в 2015-м снова восстановилась. Более того, сотрудничают с вузами 60% опрошенных компаний. В 2016 году компании не будут сворачивать сотрудничество с вузами.

Изменение доли сотрудничающих с вузами компаний происходит в основном за счет активности компаний с оборотом до $5 млн. Если во время опроса 2016 года 40-50% таких компаний указали, что они не сотрудничали в предыдущем году с вузами, то в 2015-м эта доля была на 20-30 процентных пунктов больше.

Основные формы сотрудничества компаний с университетами в 2008-2015 гг.

Основные формы сотрудничества компаний с университетами в зависимости от оборота компаний в 2015 г.

Среди крупных и средних софтверных и ИТ-компаний (как российских, так и зарубежных, которые работают на российском рынке) уже на протяжении многих лет очень мало тех, которые не сотрудничают с университетами. Почти все крупные компании запускали в последние годы новые программы, предполагающие поддержку системы образования.

В качестве других форм сотрудничества (кроме стажировки, трудоустройства, курсов для сотрудников) респонденты указали в последние три года следующие:

  • создание базовой кафедры и лабораторий;
  • летняя практика;
  • проведение тематических конференций;
  • безвозмездное предоставление ПО (или по льготной цене);
  • бесплатный тренинг-центр для студентов;
  • программы наставничества;
  • создание стендов для университета;
  • проведение курсов для студентов местных вузов;
  • реализация совместных образовательных проектов;
  • предоставление учебных материалов;
  • проведение дней карьеры и ярмарок вакансий;
  • конкурсы дипломных работ;
  • конкурсы по программированию, организация олимпиад; студенческие проекты под руководством сотрудников компании;
  • участие в программах по повышению квалификации;
  • участие в аттестационной комиссии;
  • чтение лекций, научная работа;
  • совместные НИОКР;
  • студенческий центр разработки программного обеспечения.

Рейтинги российских вузов: что они показывают?

Российские вузы находятся, как правило, далеко за пределами первой сотни в международных рейтингах университетов, хотя по некоторым направлениям могут считаться одними из лучших в мире.

В 2013 году и в первой половине 2014-го крупные ИТ-предприятия, которые уже давно и активно сотрудничают с вузами, объявили о запуске новых образовательных программ или о расширении уже имеющегося сотрудничества

Одна из главных причин низких позиций российских вузов – это малый объем проводимых вузами НИР по заказам бизнеса. Исторически российские университеты вообще неделали ставку на подобные исследовательские работы. Ими в России занимались другие организации (отраслевые исследовательские институты и учреждения российской академической науки). Однако в последние годы университеты изменили свое отношение к НИР, государство стимулировало появление университетов со статусом национальных исследовательских университетов.

Кроме того, огромное влияние на положение в рейтинге оказывает то, что российские вузы еще не научились работать с рейтинговыми агентствами, которые имеют мало информации о высшем образовании в России. В бу-дущем ситуация может измениться, и российские учебные заведения пробьются в число ведущих университетов мира вмеждународных рейтингах.

На реализацию мероприятий, позволяющих добиться этого результата, предполагалось выделить в течение четырех лет 40 млрд руб. (впоследствии эта сумма возросла примерно до60 млрд руб.). В результате проведенного первого конкурса часть этих денег была распределена среди 15 российских университетов. Каждый из них в 2013 году получил на эти цели около 600 млн руб. ($20 млн). В октябре 2015 года проведен еще один конкурс, в результате которого численность вузов, участвующих в программе, увеличилась до 21.

Цель программы «5-100» – повышение качества работы вузов через максимизацию конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Вполне возможно, что это качество может повышаться без продвижения вверх в рейтингах.

По некоторым параметрам вообще некорректно сравнивать российские вузы с зарубежными университетами. Например, у США, Великобритании и других англоязычных стран изначальное преимущество в том, что преподавание ведется на английском языке, который является по факту международным. Следовательно, университетам этих стран намного легче привлекать иностранных студентов, которые при всех прочих равных условиях все же захотят изучать английский, а не русский язык (количество иностранных студентов значительно влияет на положение вуза в самых известных международных рейтингах).

TOP-10 российских университетов по резуьтатам опроса софтверных компаний за 5 последних лет

Некоторые российские университеты запускают образовательные программы на английском, но основным языком должен быть тот, который является государственным и родным длябольшинства граждан.

Сложно привлекать иностранных студентов еще и из-за негативного по отношению к России информационного фона в западных СМИ. Немаловажным фактором может быть даже климат нашей страны – жить многие молодые люди предпочтут, например, в теплой Калифорнии, а не в суровых условиях Сибири.

Потому сокрушаться по поводу того, что ряд лучших университетов России не входит в TОП-100 международных рейтингов, не стоит. Главное, чтобы был прогресс в качестве работы вузов. Частично этот прогресс отражается в продвижении наверх в международных рейтингах, и это продвижение в последние годы имеет место.

Мировой репутационный рейтинг университетов ТНЕ-2016 (The Times Higher Education World Reputation Rankings – 2016) составляется на основе экспертного опроса представителей мирового академического сообщества. Последний выпуск этого рейтинга вышел в мае 2016 года. При составлении последней версии были учтены мнения 10 323ученых из 133 стран.

В World Reputation Rankings впервые российский университет появился в 2013 году, когда Московский государственный университет (МГУ) занял 50-е место. В 2015-м в сотню лучших попал также СПбГУ (71-80-е место), а МГУ поднялся на 25-е место. В 2016-м в TОП-100 вошли уже три российских вуза: МГУ оказался на 30-м месте, СПбГУ – на 81-90-м, а 91-100-е занял Московский физико-технический институт.

В 2016 году университеты России продемонстрировали существенный рост в международном рейтинге Round University Ranking (RUR). В нем представлены 700 вузов из 74 стран мира, в том числе 23 из России. Однако лучшее место в общем рейтинге МГУ оказалось только ближе к концу второй сотни (172-е место). Следующим (271-е место) из российских вузов идет Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», а затем Томский государственный университет (ТГУ) – 327-е место.

В 2014-м по отношению к предыдущему году активность сотрудничества с вузами софтверных компаний несколько снизилась, но в 2015-м снова восстановилась. Более того, сотрудничают с вузами 60% опрошенных компаний

В области технических наук позиции МГУ еще хуже (последняя версия RUR этого подрейтинга только 2015 года). Он занимает только 207-е место. ТГУ держится на 265-м месте, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана – на 291-м, МИФИ – на 328-м месте .

Рейтинг RUR показывает, что рос-сийские вузы наиболее сильны по уровню преподавания. В рейтинге по качеству преподавания сразу 9 вузов России вошли в мировой TОП-200. При этом МГУ вошел в ТОП-50, заняв 46-е место в мире по качеству преподавания, против 67-го места годом ранее. ТГУ занял 100-е место.

Имеются различные российские рейтинги вузов, которые отражают определенные сильные стороны университетов страны.

Например, Superjob представил рейтинг технических вузов России 2016 года по уровню зарплат выпускников, занятых в ИТ-отрасли. В нем МГУ, который в международных рейтингах считается лучшим университетом страны, оказался только на 4-5-м местах вместе с Пермским государственным национальным исследовательским университетом.

Рейтинг составлен исследовательским центром Superjob на основе сравнения среднего уровня доходов выпускников российских вузов 2010-2015 годов выпуска. Зарплаты выпускников вузов, проживающих не в Москве, были скорректированы с учетом региональных коэффициентов до уровня московского рынка труда. Региональный коэффициент представляет собой соотношение среднего уровня заработной платы в конкретном городе и среднего уровня московских зарплат.

«РУССОФТ», являясь ассоциацией разработчиков программного обеспечения, составляет свой рейтинг вузов на основе опроса руководителей российских софтверных компаний. Внем учитывается количество упоминаний университетов в опросах «РУССОФТа» за последние пять лет. Респонденты указывают те вузы, которые, по их мнению, пользуются наибольшим спросом у бизнеса.

Данный рейтинг существует уже несколько лет. Он ежегодно обновляется с учетом результатов последнего опроса, но за год больших изменений в нем не может быть, поскольку врезультате суммируются данные за пять последних лет.

Рейтинг Superjob технических вузов России 2016 г. по уровню зарплаты выпускников, занятых в ИТ-отрасли, тыс. руб.

Рейтинг Superjob технических вузов России 2016 г. по уровню зарплаты выпускников, занятых в ИТ-отрасли, тыс. руб. (продолжение)

В 2016 году 1-е место в нем сохранил за собой Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Однако Московский государственный технический университет им. Баумана (МГТУ) к нему приблизился вплотную, в последние два года респонденты упоминают его все чаще. В2017 году МГТУ может выйти на 1-е место.

Более всего близок к попаданию в TOP-10 Южный федеральный университет. За пять последних лет его упомянули 22 респондента. Далее с большим отрывом следуют Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Воронежский государственный университет, Омский государственный технический университет (по 9 упоминаний), Ижевский государственный технический университет (8), Уральский федеральный университет и Пензенский государственный университет (по 6), Белгородский государственный университет, Томский политехнический университет, Ульяновский государственный технический университет (по 5).

Рейтинг Ассоциации «РУССОФТ» составлен на основе опроса экспортеров ПО и поэтому в большей степени отражает то, насколько успешно университеты готовят кадры длясофтверной отрасли. Однако он также не идеален. Тем не менее даже с учетом вышесказанного замечания рейтинг университетов отражает уровень подготовки программистов, особенно если принимать во внимание тот диапазон, в который попадает конкретный вуз (3-5 мест).

Всего за пять последних лет респонденты упомянули около 100 университетов (в 2016 году – около 70), выпускники которых пользуются наибольшим спросом среди ИТ-компаний региона. В их числе оказались и вузы, которые, судя по их названию, не должны готовить разработчиков ПО.

Это Высшая школа экономики, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Сибирская государственная автодорожная академия, Российский химико-технологический университет и некоторые другие.

Однако надо отметить, что Высшая школа экономики создала совместно с компанией Yandex факультет компьютерных наук, а ее студенты уже успели успешно выступить накомандном чемпионате мира по программированию ACM ICPC, который прошел в июне 2014 года.

Интересным для студентов и работодателей является рейтинг университетов, составленный по доле выпускников, которые устроились на работу по полученной в вузе специальности. Лидером этого рейтинга стал Университет ИТМО, у которого доля составляет 76%. В подавляющем большинстве вузов, которые готовят специалистов в области разработки ПО, эта доля намного меньше – в районе 50%.

Работодатели считают, что 15-20% выпускников вузов готовы сразу после окончания обучения работать в софтверных компаниях. Еще 30-35% необходимо доучивать.

Таким образом, половина выпускников, которые получили диплом специалиста в области разработки ПО, не могут работать в софтверных компаниях при существующем дефиците кадров.

Что в итоге?

Важный вывод: у системы высшего образования имеется огромный потенциал по увеличению выпуска специалистов, которые способны удовлетворять потребности работодателей в кадрах. Для этого необходимо прежде всего создать стимулы для привлечения молодых и перспективных людей к работе в системе образования, создавая тем самым конкуренцию за место преподавателя вуза и учителя информатики в школе.


1 Полный отчет исследования читайте на сайте www.russoft.org.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №06 (139) 2024г.
Выпуск №06 (139) 2024г. Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

БИТ рекомендует

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика