Индекс цифровой грамотности – 2016::БИТ 09.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
ноябрь    2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

29.10.2020

«Актив» представляет решения для мобильной электронной подписи: смарт-карты Рутокен ЭЦП 3.0 NFC

Читать далее 

29.10.2020

VII конференция OS DAY.Online «Встроенные операционные системы»

Читать далее 

29.10.2020

НОРБИТ внедрил цифровую экосистему Центра опережающей профессиональной подготовки Забайкальского края

Читать далее 

28.10.2020

ПРЕМИЯ РУНЕТА 2020: новая концепция Народного голосования и старт подачи заявок

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.10.2020

Soft skills или hard skills?

Читать далее 

10.09.2020

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Читать далее 

12.08.2020

Господдержка ИТ-отрасли

Читать далее 

11.08.2020

Интернет-маркетинг: второе дыхание

Читать далее 

15.05.2020

Жить под водой, мечтая о солнце

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Индекс цифровой грамотности – 2016

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №09 (62) / Индекс цифровой грамотности – 2016

Рубрика: Событие


Индекс цифровой грамотности – 2016

В этом году Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провел вторую серию ежегодного всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ» (ИЦГ), результаты которой были презентованы 1 ноября в рамках RIW 2016. В число партнеров проекта в этом году вошли ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, Acronis и DCA (Data-Centric Alliance)

Индекс цифровой грамотности – 2016

  • Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
  • Цифровая компетентность – способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни, основанная на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью.
  • Цифровое потребление – применение цифровых компетенций в рамках определенных жизненных ситуаций, что приводит к использованию (потреблению) различных цифровых ресурсов.
  • Цифровая безопасность – сочетание инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире.

Вторая волна измерения цифровой грамотности в России показала положительную тенденцию развития в данном направлении. По многим параметрам, фиксируемым в рамках индекса цифровой грамотности, отмечен существенный рост. Однако развитие происходило неравномерно, что не могло не отразиться на распределении позиций между регионами.

В 2016 году индекс цифровой грамотности россиян вырос на 0,63 пункта по сравнению с прошлым годом и составил 5,42 пункта по десятибалльной шкале. Также наблюдается рост всех субиндексов, входящих в состав индекса цифровой грамотности (см. рис. 1).

Рисунок 1. Индекс цифровой грамотности в России в 2015-2016 гг.

Рисунок 1. Индекс цифровой грамотности в России в 2015-2016 гг.

На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 пункта (против 4,86 пункта в 2015 году). Для многих округов этот показатель был болевой точкой, в частности для лидера – Северо-Западного округа, который значительно отставал. Данные второй волны демонстрируют его активный рост также в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах. Сравнительно менее значимое развитие показали Сибирский и Южный округа (см. рис. 2).

Рисунок 2. Субиндекс цифровой безопасности в России в 2015-2016 гг.

Рисунок 2. Субиндекс цифровой безопасности в России в 2015-2016 гг.

Зонами роста данного субиндекса стали уровень культуры поведения в социальных сетях, наращивание этого показателя было значительным и равномерным.

Вторым по величине значения стал субиндекс цифрового потребления (5,49 пункта), рост которого составил 0,32 пункта за год. Значение субиндекса менялось за счет расширения зоны покрытия широкополосного интернета.

Кроме того, население все чаще обращается к интернету как к источнику информации о мире, то есть мы можем говорить о более активном потреблении новостной информации онлайн.

Растет уровень потребления социальных сетей, происходит расширение набора цифровых устройств, которым пользуются россияне (см. рис. 3).

Рисунок 3. Субиндекс цифрового потребления в России в 2015-2016 гг.

Рисунок 3. Субиндекс цифрового потребления в России в 2015-2016 гг.

Значительный прорыв с 4,48 пункта до 5,27 пункта совершил субиндекс цифровых компетенций, однако даже такой рост не позволил ему сместиться с положения аутсайдера в структуре индекса (см. рис. 4).

Рисунок 4. Субиндекс цифровых компетенций в России в 2015-2016 гг.

Рисунок 4. Субиндекс цифровых компетенций в России в 2015-2016 гг.

Если говорить о конкретных компетенциях, весьма заметно развитие компетенции проведения финансовых операций через интернет – приращение более 12%.

Кроме того, наблюдается повышение уровня производства мультимедийного контента – около 15% – вследствие развития компетенций пользования социальными сетями, где он и размещается.

Сергей ГребенниковСергей Гребенников, директор РОЦИТ

«В 2016 году РОЦИТ провел плодотворную работу по повышению цифровой грамотности россиян: проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущена серия информационно-просветительских материалов, а также заключен ряд соглашений о взаимодействии с администрациями регионов (Республика Дагестан, Воронежская область, Приморский край). В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности ипривлечь к ее решению бизнес и государство. Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения, над которыми мы так старательно работали».

За 2016 год произошла смена лидера индекса, теперь это Центральный федеральный округ, который значительно вырос, почти на 10%, что и позволило ему уверенно занять первое место, потеснив конкурентов (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сводная таблицв показателей, разбитые по округам РФ

  ВСЯ РОССИЯ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
Индекс цифровой грамотности 5,42 6,78 6,39 3,47 4,47 4,42 5,07 3,71 4,17
Субиндекс цифрового потребления 5,49 7,33 7,66 3,08 2,06 3,98 5,64 3,71 4,98
Субиндекс цифровых компетенций 5,27 6,21 6,81 3,93 4,63 4,02 4,98 3,83 2,55
Субиндекс цифровой безопасности 5,57 7,06 4,65 3,21 6,45 5,37 4,69 3,56 5,62

Северо-Западный федеральный округ сместился на второе место, уступив позиции за счет снижения показателя цифровых компетенций. Одновременно значение субиндекса цифровой безопасности там заметно повысилось, в прошлом году это было болевой точкой региона, сейчас данный субиндекс уже не находится в аутсайдерах, что позволяет достичь гармоничности развития цифровой грамотности в регионе в целом.

Третье место занимает Уральский федеральный округ, который продемонстрировал стабильность, его значения индекса практически не изменились, что говорит о сравнительной устойчивости в соотношении с другими регионами.

Укрепление позиций произошло и в Северо-Кавказском федеральном округе, незначительное улучшение показателей (3%) в итоге позволило занять региону четвертое место по совокупному значению. Снижение цифрового потребления нафоне роста цифровых компетенций и безопасности позволило достичь сбалансированного повышения.

Значительной точкой роста является Приволжский федеральный округ, который совершил прорывной скачок, повысив свое значение на 11%, в результате чего оказался на пятом месте. Подобный рост обеспечило повышение уровня цифровых компетенций, значение этого субиндекса в этом году находится на третьем месте.

Леонид ЛевинЛеонид Левин, председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ

«В ходе проекта «Индекс цифровой грамотности» все полученные данные как по стране, так и по отдельным регионам накладываются друг на друга, чтобы выявить закономерности. Например, каким образом уровень доходов населения зависит от проникновения интернета, как связаны зарплаты и потребление цифровых услуг и так далее.

Интернет-индустрия Рунета – самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. За последние несколько лет рынок вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли.

Но в отличие от подавляющего большинства европейских стран Рунет имеет серьезный запас роста по всем названным позициям и многим другим направлениям инновационной экономики страны.

Результаты бизнеса в Рунете напрямую зависят от активности пользователей – именно эти закономерности демонстрирует ИЦГ».

В нескольких регионах зафиксировано снижение значений – это Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа. Снижение показателей последнего объясняется присоединением к нему Крымского федерального округа, который был аутсайдерам и значительно отставал. В результате мы видим его перемещение с пятого на восьмое место, сейчас он занимает последнее место в таблице. Особенно заметно снижение уровня цифровой безопасности в регионе.

В целом мы видим ротацию округов, это произошло в основном за счет активного роста одних регионов и сохранения прежних позиций других.

Мнения экспертов

Сергей Давыдов, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ Высшая школа экономики

«Исследование показало, что динамика развития цифровой грамотности в стране высокая и неравномерная. За год не только увеличилось число пользователей интернета, но и возросла интенсивность потребления онлайн-ресурсов. Интернет стал для россиян более значимым источником новостей. Население активнее пользуется цифровыми государственными услугами».

Ольга Логунова, доцент департамента социологии НИУ Высшая школа экономики

«В этом году мы не меняли методику расчета индекса. Использовали те же показатели, что и в прошлом году, чтобы иметь возможность сравнения всех отдельных параметров с прошлогодними. Однако планы по расчетам индекса не только для федеральных округов, но и для отдельных субъектов федерации сохраняют свою актуальность».

 

Ознакомиться с первыми результатами исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ 2016» можно на сайте цифроваяграмотность.рф.

Развернутая презентация исследования состоится в рамках специального мероприятия в декабре этого года.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №08 (101) 2020г.
Выпуск №08 (101) 2020г. Выпуск №07 (100) 2020г. Выпуск №06 (99) 2020г. Выпуск №05 (98) 2020г. Выпуск №04 (97) 2020г. Выпуск №03 (96) 2020г. Выпуск №02 (95) 2020г. Выпуск №01 (94) 2020г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика