Опрос. Как «закон Яровой» может отразиться на развитии ИТ и бизнеса компаний в России?::БИТ 06.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

12.04.2024

На RIGF 2024 обсудили ключевые вопросы цифрового развития России

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

Опрос. Как «закон Яровой» может отразиться на развитии ИТ и бизнеса компаний в России?

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №06 (59) / Опрос. Как «закон Яровой» может отразиться на развитии ИТ и бизнеса компаний в России?

Рубрика: Особое мнение


Как «закон Яровой» может отразиться на развитии ИТ и бизнеса компаний в России?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты ведущих компаний

Василий Пименов

«Инициатива в целом вполне понятна, но должна быть проработана вместе с основными игроками рынка – Билайн, Ростелеком, МТС, Мегафон, – тогда все получится»

Василий Пименов, генеральный директор «Телеком-Биржа»

Сегодня еще недостаточно проработаны ключевые механизмы применения этого закона. Основные игроки рынка пока не понимают, как имплементировать в сети требования нового законодательного акта. Проблема в том, что с представителями отрасли никто не общался и их мнения никто не спрашивал. Могу сказать, что подобные инициативы уже не раз предпринимались и в итоге ничем не закончились, т.к. никто не знает, как на самом деле эти данные извлечь, где хранить файлы, в каком формате – все эти вопросы не были прописаны и потому не смогли получить реального воплощения. Так же как это получилось с перенесением архива персональных данных на территорию России – никто не знает, как это было проверено. Поэтому и подтвердить факт перенесения всей информации в Россию никто не может.

А пока есть полная свобода и никто не знает, как сохранность данных будет проверяться, у меня есть абсолютное ощущение, что на сегодняшнем этапе это не реализуемый проект для ИТ-компаний. Инициатива в целом вполне понятна, но должна быть проработана вместе с основными игроками рынка – Билайн, Ростелеком, МТС, Мегафон, – тогда все получится. На данный момент рано говорить, возможно ли решить все эти вопросы к 2018 году, когда планируется введение «закона Яровой». Пока все будут ждать более детальной проработки. На это потребуются миллиарды рублей, новые технические мощности, привлечение большого числа дополнительных специалистов. На мой взгляд, разумную идею предложил генеральный директор компании Мегафон Солдатенков: «Возьмите с нас дополнительный процент налогов и делайте, что хотите. Мы будем продолжать развивать свой бизнес, а вопросом хранения данных и их предоставления в случае необходимости пусть занимаются специальные службы». Я абсолютно с ним согласен.

 

Евгений Горохов

«Закон Яровой», конечно, будет стимулировать развитие ИТ-отрасли»

Евгений Горохов, исполнительный директор Stack Group

Это, по всей видимости, коснется тех компаний, которые обеспечивают хранение контента: начиная от размещения ИТ-инфраструктуры и заканчивая ИТ-сервисами, а также занимающихся разработкой специализированного программного обеспечения и производителей оборудования.

Некоторые сценарии реализации поправок подразумевают значительный объем пространства для хранения данных.

Многие компании в первую очередь будут смотреть в сторону облачных услуг по модели Storage-as-a-Service, потому что на текущий момент сложно оценить стоимость и рамки проекта по созданию дополнительных объемов необходимых вычислительных ресурсов.

После внесения уточнений со стороны Правительства РФ можно будет более точно понять требуемые технологические решения.

 

Иван Рубцов

«Пока есть ощущение, что этот закон будет выгоден лишь иностранным производителям аппаратных систем, так как российских аналогов линейкам тяжелых СХД и серверов еще нет»

Иван Рубцов, заместитель генерального директора по работе с ключевыми заказчиками КРОК

Совершенно ясно, что закон потребует от операторов связи и интернет-провайдеров колоссальных инвестиций в ИТ. Необходимо найти или разработать ПО, соответствующее заявленным требованиям, а также обеспечить достаточно места для хранения такого большого объема данных.

Пока есть ощущение, что этот закон будет выгоден лишь иностранным производителям аппаратных систем, так как российских аналогов линейкам тяжелых СХД и серверов еще не существует, а перспектива их появления маловероятна в ближайшие несколько десятков лет. Отрадно, что определенный стимул развития в результате принятия закона отечественные производители все-таки получат.

Однако есть альтернативные варианты, которые скорее всего будут пользоваться спросом у некоторых операторов. Среди них SDS, программно-определяемые СХД, позволяющие нарастить мощность без покупки нового оборудования, услуга аутсорсинга дата-центра, то есть аренда вычислительных мощностей, а также хранение данных в облаке. Это даст серьезную динамику этим направлениям, которые уже показали рост в рамках политики по импортозамещению.

Кроме того, потребуются и серьезные механизмы по обеспечению безопасности и надежности хранения архивов, а также их резервирования, так как в случае потери данных со стороны регулятора предполагается жесткое наказание.

 

Сергей Свирин

«Последствия будут плачевными: многие небольшие и средние компании уйдут с рынка телекоммуникационных услуг или перепрофилируются, а оставшиеся поднимут тарифы на свои услуги»

Сергей Свирин, веб-студия Svirin.Pro

Так называемый «закон Яровой» или «пакет Яровой» – закон, вносящий правки во многие нормативные документы, – способен попросту удушить развитие ИТ-отрасли в России.

Операторы сотовых сетей, провайдеры и многие другие ИТ-компании будут обязаны хранить до полугода все данные, переданные пользователями, и до трех лет сведения о переданных данных.

Естественно, сегодня для этого нет технической возможности, и ее создание повлечет за собой выделение огромных денежных средств. Возросшую себестоимость услуг в итоге будет оплачивать конечный потребитель. А учитывая оценочную стоимость необходимой ИТ-инфраструктуры, можно говорить о предстоящем росте тарифов в два-три, а то и в пять раз.

Более того, сегодня нет доступных технологий для фиксации голосовых переговоров операторами сотовых сетей. Технологию необходимо придумать и внедрить, на что должно уйти немало времени.

А вы представляете, о каком объеме трафика идет речь? В России более двухсот миллионов активных симкарт. Хотя бы десять минут разговоров в день на двести миллионов абонентов – это 2 000 000 000 (два миллиарда) минут в день. Разговор по мобильному «весит» 5 Кб/с, то есть минута займет на диске 300 Кб. Умножим на наши два миллиарда минут, получим поток данных в 558 Тб в день, или более 100 Пб за полгода. Ощутимо для ИТ-компании любого уровня.

Последствия будут плачевными: многие небольшие и средние компании уйдут с рынка телекоммуникационных услуг или будут вынуждены перепрофилироваться, а оставшиеся «в живых» существенно поднимут тарифы на свои услуги.

Определенно ИТ-отрасль ждет смутное будущее в ближайшие несколько лет.

 

Андрей Свириденко

«Закон отразится на расходах операторов, что в конечном итоге будет переложено на плечи пользователей»

Андрей Свириденко, председатель правления компании SPIRIT, разработчика программного продукта VideoMost

Отечественные поставщики продуктов могут выиграть, если импортозамещение станет реальным.

Очевидно, что для реализации мер, прописанных в резонансном пакете законов «Яровой», потребуются, в частности, вложения в продукты, с помощью которых можно записывать и эффективно и экономно хранить передаваемые абонентами голосовые данные.

Согласно указаниям президента В.В. Путина, использоваться для этого должны отечественные продукты. Чтобы расходы на исполнение пакета «законов Яровой» как можно меньше отразились на стоимости услуг связи для абонентов, использовать нужно именно высокопроизводительные решения отечественных вендоров.

Ибо закон отразится на расходах операторов, что в конечном итоге будет переложено на плечи пользователей.

 

Дмитрий Порочкин

«В целом, как и все законодательство в России, думаю, «пакет Яровой» будет работать избирательно»

Дмитрий Порочкин, генеральный директор ЗАО «NetworkSecuritySolutions», председатель комитета по молодежному предпринимательству общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

В первую очередь от так называемого «пакета Яровой» ожидается существенное подорожание услуг связи. Поскольку мобильных операторов обязывают соблюдать практически невыполнимые требования – хранить полностью полугодовой трафик абсолютно всех пользователей. Только строительство специализированных центров обработки данных обойдется им в 50 миллиардов рублей. Годовое обслуживание дополнительного трафика – еще около триллиона рублей. При этом осуществить требования закона, очевидно, смогут только операторы «большой тройки», небольшим операторам сотовой связи придется прекратить свою работу.

Другой аспект последствий – общественный. Поскольку это очередной громкий закон из разряда «драконовских», запретительных и практически полностью убивающих конкурентоспособность конкретной отрасли, то в ближайшей перспективе точно можно ожидать увеличения количества образованных людей, эмигрирующих из России.

В целом, как и все законодательство в России, думаю, «пакет Яровой» будет работать избирательно. Известный факт, что Ирина Яровая и Виктор Озеров лишь представляли этот законопроект в Госдуме. По сути, он написан Советом безопасности – именно в части ужесточения контроля над пользователями сети в качестве профилактики террористической деятельности. В любом случае, тот объем данных, который запрашивает ведомство, невозможно будет проанализировать полностью.

 

Дмитрий Кузнецов

«В чем можно быть практически уверенным – дешевле, качественнее, доступнее и безопаснее связь от этого точно не станет»

Дмитрий Кузнецов, ООО «Параллакс» (Казань, системный интегратор)

Пакет «антитеррористических» поправок в законодательство, неофициально названный «пакетом Яровой», предлагает ряд существенных нововведений, которые будут иметь последствия во всех сферах общественной жизни. Прокомментирую только ту часть, которая касается информационных технологий и связи, т.к. это сфера нашей компетенции.

Одно из ключевых изменений, внесенных законом: утверждено право правительства устанавливать требования к операторам по хранению всей информации, передаваемой пользователями услуг связи. Это касается телефонных разговоров, СМС, всей информации, получаемой и передаваемой абонентом через интернет, – правительство теперь может обязать операторов сохранять всю эту информацию в течение длительного срока (до полугода) и предоставлять по требованию субъектам оперативно-розыскной деятельности. Даже если оставить в стороне очевидные проблемы, связанные с защитой личной жизни граждан и тайной связи, технически это сложно для исполнения и дорого.

Если правительство воспользуется этим правом и установит требование по хранению информации, даже при условии сокращения срока такого хранения, в любом случае реализация закона потребует создания существенной инфраструктуры. Это даже в самом минимальном варианте чревато денежными затратами, а в процессе реализации – перебоями связи, падением пропускной способности каналов. Это означает рост тарифов для клиентов и снижение качества услуг связи.

Кроме того, не бывает идеально защищенных систем. Если к содержанию телефонных переговоров и просмотренных в интернете страниц может получить доступ сотрудник спецслужб – значит, может и злоумышленник (путем «взлома»или, например, подкупа сотрудников оператора связи). Такие случаи неизбежны. То есть защищенность частной жизни граждан существенно снизится.

Второй важный момент закона, связанный со связью, касается обязанности организаторов распространения информации предоставлять ключи шифрования для расшифровки переписки и другого защищенного трафика. В то же время в ряде случаев предоставление ключей невозможно чисто технически, поскольку «организатор распространения информации» не располагает данными ключами (закрытыми ключами располагают только отправитель и получатель информации, но не промежуточные узлы между ними).

Сейчас трудно предсказать, как именно будут развиваться события. О серьезных недостатках предлагаемых решений высказались практически все представители индустрии. В ближайшее время можно ожидать появления подзаконных актов, раскрывающих видение регуляторами порядка выполнения требований закона. Тогда и можно будет делать выводы о краткосрочных и долгосрочных последствиях данных нововведений. Единственное, в чем можно быть практически уверенным, – дешевле, качественнее, доступнее и безопаснее связь от этого точно не станет.

 

Дмитрий Канаев

«Его правоприменение отразится не только на операторах связи, но и на их многочисленных клиентах»

Дмитрий Канаев, технический директор компании Caravan

«Закон Яровой» уже на стадии подготовки вызывал негативную реакцию у игроков телекоммуникационного рынка. После подписания он стал предметом дискуссий и для широкой общественности. Ведь его правоприменение отразится не только на операторах связи, но и на их многочисленных клиентах.

Даже сейчас очевидно, что соответствие новым требованиям подразумевает существенные финансовые расходы. Операторам необходимо будет дополнительное оборудование, площадь для его размещения, расширение сетевой инфраструктуры, развитие системы хранения данных, ПО для анализа неструктурируемых данных, фильтрации трафика и т.д.

Стоимость новых вычислительных ресурсов будет измеряться миллионами. Не исключено, что для сохранения рентабельности бизнеса операторы в разы повысят тарифы на свои услуги.

Но прогнозировать, как еще «закон Яровой» отразится на российской ИКТ-индустрии, думаю, пока невозможно. Ведь его текущая версия довольно «сырая», что признал и сам президент. Например, не очевидно, какой именно интернет-трафик подлежит хранению, где и как конкретно следует его хранить. Непонятно, какого рода доступ к персональной информации пользователей необходим спецслужбам. Неясно даже, кто будет дорабатывать закон – ФСБ РФ, Минкомсвязи, Роскомнадзор или другая организация. Без ответов на эти предварительные вопросы любые прогнозы, на мой взгляд, не оправданы.

 

Алексей Шипов

«Закон принят и закон нужно исполнять»

Алексей Шипов, руководитель проекта ICL Cloud компании ICL Services

Одним из аргументов против «закона Яровой» стала мысль о том, что его исполнение повлечет за собой финансирование не российских компаний-производителей систем хранения данных, что противоречит продвигаемой Правительством РФ политики импортозамещения, в т.ч. в сфере высоких технологий и ИТ.

Оставив на время в стороне морально-этические, правовые и прочие аспекты вопросов перехвата и обработки пользовательских данных во имя всеобщей безопасности, давайте внимательно посмотрим, а все ли так плохо в России на поприще СХД для хранения архивных данных?

Даже беглый поиск показывает, что есть много недорогих решений от российских компаний, в том числе от нашей компании, предлагающих программно-аппаратные комплексы на дисках со стоимостью хранения данных ниже, чем в ленточных библиотеках. Да, многие не могут похвастать расширенными функциями управления и оптимизации данных, присущими СХД уровня enterprise, однако они не столь часто используются для задач исключительно архивного копирования.

Учитывая тот факт, что отечественные ленточные библиотеки умерли как класс, это дает надежду на то, что отечественные программно-определяемые СХД смогут предоставить реальную альтернативу для надежного хранения архивных данных операторов связи и деньги налогоплательщиков не осядут на счетах зарубежных фирм.

Будем надеяться на то, что лица, ответственные за реализацию данного закона, будут принимать компетентные решения при определении конкретных регламентов и процедур.

 

Павел Коростелев

«Основной вопрос – как «малой кровью» обеспечить техническую возможность для хранения огромного количества данных»

Павел Коростелев, менеджер по маркетингу продуктов компании «Код безопасности»

Ответ на вопрос зависит от того, с какой стороны мы рассматриваем ситуацию. Она будет разной для ИТ-компаний – потребителей технологий для обеспечения требований закона (телеком-операторы и веб-порталы) и для ИТ-компаний – производителей средств хранения и защиты информации.

Первую группу ожидают затраты. Труднее будет и их клиентам, которым услуги и продукты обойдутся дороже. Для некоторых компаний, занимающихся разработкой и производством систем хранения и средств защиты информации (которую необходимо собирать и обеспечивать безопасность в соответствии с требованиями закона Яровой), ситуация будет, безусловно, в плюс. Эти игроки смогут получить дополнительный доход.

Интернет-индустрия – очень сложная отрасль, ее деятельность регулируется не одним законом, а множеством нормативных актов. Поэтому любые изменения – это сложная техническая и юридическая задача. На текущий момент нет никаких подзаконных актов, которые детально описывали бы, что именно нужно будет сделать участникам рынка. Сейчас это на уровне идеи, что «неплохо было бы хранить данные». А как хранить, в каком виде, с какими ограничениями, – вся эта информация должна быть обнародована в ноябре текущего года, когда ведомства сформируют подзаконные акты к закону Яровой. Причем я не исключаю, что для разных участников рынка и форматы хранения данных будут разными, и сроки.

Основной вопрос – как «малой кровью» обеспечить техническую возможность для хранения огромного количества данных. Важно рассматривать вопрос и с точки зрения развития конкурентоспособности отечественных разработок в сфере программного и аппаратного обеспечения. Такие технологии могут быть востребованы глобальным рынком, поскольку «привязаны» не столько к локальному закону, сколько к техническим задачам, выполнения которых этот закон требует. Если надо будет что-то разрабатывать и производить в России (а именно такую задачу на днях поставил президент), то это приведет к созданию минимум 1-2 новых вендоров и к росту бизнеса существующих производителей.

Что собой представляет закон Яровой и почему он не так страшен для телеком-операторов, как это кажется сейчас? Это фактически несколько десятков «гармонизирующих» поправок в различные законодательные акты и введение дополнительной статьи в Уголовный кодекс. В одной из вводимых статей написано, что телеком-оператор должен хранить информацию и предоставлять по запросу тем структурам, которые имеют на это право и которым это требуется, в течение 6 месяцев с момента этой активности.

Соответственно, если мы говорим о каком-либо сайте – то там никаких проблем не возникает, хранится и легко упаковывается вся текстовая информация. А если речь идет о каком-то видеохостинге либо интернет-провайдере, которому необходимо контролировать и хранить информацию о скачиваниях каждого конкретного пользователя за 6 месяцев – то это уже очень серьезная техническая задача.

Как разработчик средств защиты информации мы внимательно следим за ситуацией вокруг закона Яровой. И отметили интересный для нас пункт: статья 13, часть 6. Кодекса об административных правонарушениях. Он подразумевает необходимость применения сертифицированных средств защиты при передаче сообщений и накладывает серьезные штрафы за неисполнение.

Так как мы пока не знаем, что с точки зрения закона считать «сообщением», то очень сложно понять, за какое именно средство шифрования могут наказать. Если речь идет о сообщении из интернет-мессенджера или SMS – это одна тема. Шифрование там входит в состав самого приложения. Если «сообщением» будет считаться пакет данных или сообщение электронной почты – то, с принятием подзаконных актов всё шифрование в России должно будет реализовываться исключительно по ГОСТ. И если сейчас это требование обязательно только для государственных организаций, то после начала действия закона коммерческие организации тоже будут обязаны купить именно сертифицированные средства шифрования.

В этом случае возможна следующая ситуация: имеющиеся VPN-шлюзы в корпоративных сетях заменяются на сертифицированные средства шифрования. В результате все компании, имеющие собственные VPN-каналы, должны будут использовать только российские средства шифрования каналов связи, а все публичные операторы сервисов электронной почты должны будут использовать российские средства шифрования трафика (например, наш «Континент TLS»). Это, конечно, позитивно отразится на уровне продаж их производителей.

Но если отечественные телеком-операторы обязаны будут исполнить вышеописанное требование, то как поступить с западными – это большой вопрос. Вряд ли Facebook будет использовать российское шифрование по ГОСТ. Другой пример: если у пользователя установлен мессенджер и пользователь подключен к корпоративному Wi-Fi, то где там должно быть шифрование по ГОСТ? И подобных вопросов очень много.

 

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика