Государственные услуги в электронном виде::БИТ 05.2015
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
апрель    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

показать все 

Новости партнеров

22.04.2024

Сообщество цифровых управленцев «я-ИТ-ы» проводит ЗАКРЫТУЮ встречу в рамках выставки «Связь-2024»!

Читать далее 

18.04.2024

Ассоциация разработчиков «Отечественный софт» отметила 15-летие

Читать далее 

17.04.2024

РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023

Читать далее 

16.04.2024

RAMAX Group получила партнерский статус уровня Gold по продукту Tarantool

Читать далее 

показать все 

Статьи

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

18.04.2024

Цифровая трансформация в энергетике: как запустить проект с максимальным финансовым эффектом?

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

25.02.2024

Цифровые технологии: надежды и риски

Читать далее 

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

показать все 

Государственные услуги в электронном виде

Главная / Архив номеров / 2015 / Выпуск №5 (48) / Государственные услуги в электронном виде

Рубрика: БИТ.Рунет


Ирина Левова; Глеб Шуклинэксперты РАЭК

Государственные услуги в электронном виде

Число пользователей портала госуслуг растет впечатляющими темпами. По данным Минкомсвязи России, с начала 2015 года было зафиксировано 17,4 млн посещений сайта Gosuslugi.ru. А всего с момента запуска пользователи посетили его 193,7 млн раз! За первые три месяца этого года они заказали на портале 4 млн федеральных, 114 тыс. региональных и 139 тыс. муниципальных услуг

Портал государственных услуг Российской Федерации («Электронное правительство») – справочно-информационный интернет-портал, направленный на обеспечение доступа физических и юридических лиц к сведениям о государственныхи муниципальных услугах в Российской Федерации, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления.

Предшественником интернет-портала Gosuslugi.ru был сайт ogic.ru, разработанный ФГУП НИИ «Восход». После смены руководства Министерства связи было принято решение о разработке нового портала. В августе 2009 года Правительство России определило компанию «Ростелеком» в качестве единственного исполнителя мероприятий программы «Электронная Россия» в части проектирования и создания инфраструктуры электронного правительства; в число мероприятий было включено также обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде.

17 октября 2009 года правительство утвердило план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Региональные имуниципальные услуги подлежали переводу в электронный вид на основе договоров, заключаемых с исполнительными органами власти регионов России и органами местного самоуправления.

Официальное открытие портала состоялось 15 декабря 2009 года (при этом запуск сайта сопровождался значительными трудностями). На портале была размещена информация о 110 услугах федерального уровня и более 200 региональногои муниципального.

1 апреля 2010 года на портале начал работать сервис авторизации («личный кабинет»), что предоставило пользователям возможность регистрироваться на сайте и отправлять документы на оформление различных услуг (до этого моментана портале можно было только найти справочную информацию).

К июлю 2010 года на портале зарегистрировались более 120 тыс. пользователей, из которых авторизацию прошли более 90 тыс. У авторизованных пользователей появилась возможность получать справочную информацию опредоставлении органами государственной власти более 360 услуг, направлять электронные заявления – по 49 услугам (в том числе подача налоговых деклараций, лицензирование отдельных видов деятельности).

Начиная с декабря 2010 года в Москве и других населенных пунктах стали устанавливаться инфокоммуникационные терминалы («инфоматы») для связи с порталом госуслуг. Терминал позволяет получать доступные в электронном виде государственные и муниципальные услуги лицам, не имеющим доступа в Интернет.

В сентябре 2011-го число авторизованных пользователей портала превысило 1 млн человек.

К концу 2011 года на портале госуслуг было размещено 34 319 услуг, в том числе 945 федеральных, 11 739 региональных, 21 608 муниципальных и 27 прочих. В электронном виде предоставлялись 511 услуг, из которых 371 региональные и140 федеральные.

В мае 2013 года у граждан появилась возможность входа на портал с использованием универсальной электронной карты. В июне 2014-го изменилась процедура регистрации пользователей.

Правовое регулирование государственных услуг в электронном виде

Функционирование портала Gosuslugi.ru как государственного веб-сайта осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных имуниципальных услуг» и Постановления Правительства России от 24 октября 2011 г. №861. Было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация на портале государственных услуг

Регистрация на портале проходит с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Регистрация включает несколько этапов с обязательной привязкой и проверкой электронного адреса, мобильного телефона, а также подтверждением личности пользователя (код подтверждения высылается почтой либо передается через офис ОАО «Ростелеком»).

Таким образом, первичная аутентификация производится по паспорту в режиме непосредственного контакта сотрудником уполномоченной организации (ОАО «Ростелеком» или ФГУП «Почта России»). Авторизация происходит постраховому номеру индивидуального лицевого счета страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

После регистрации перечень стандартных функций портала расширяется, например, становится возможным в два клика получить сведения о состоянии личного лицевого счета из Пенсионного фонда или подать заявление на получение загранпаспорта нового поколения, заполнив соответствующую форму на портале.

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)

Единая система идентификации и аутентификации – информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в различных информационных системах. За создание ЕСИА отвечает ОАО «Ростелеком». ЕСИА предназначена для обеспечения:

  • доступа пользователей к различным информационным системам без необходимости повторной регистрации на основе единых идентификационных параметров с использованием различных носителей: СНИЛС и пароль, электронная подпись, SIM-карта или смарт-карта;
  • доступа должностных лиц государственных организаций к базовым ресурсам; осуществления идентификации и аутентификации должностных лиц органов исполнительной власти при межведомственном взаимодействии;
  • взаимодействия информационных систем, то есть механизмов идентификации, аутентификации и авторизации информационных систем при взаимодействии с использованием СМЭВ.

Для создания учетной записи в ЕСИА необходимы следующие данные лица: ФИО, Номер СНИЛС (ИНН), Номер мобильного телефона, Адрес электронной почты.

Первоначально ЕСИА обеспечивала возможность регистрации физических лиц на Портале государственных услуг (ПГУ). Идентификация и аутентификация пользователей при доступе к ПГУ осуществлялась по паролю.

В 2011 году был обеспечен доступ не только к ПГУ, но и к региональным порталам государственных услуг, веб-приложениям электронного правительства. Обеспечена возможность регистрации не только физических лиц, но ииндивидуальных предпринимателей, юридических лиц и должностных лиц юридических лиц. Добавлена поддержка нового способа идентификации и аутентификации – по электронной подписи.

С 2012 года внедряется система ведения реестров должностных лиц органов исполнительной власти и их полномочий, информационных систем органов исполнительной власти. Важной частью стала возможность идентификации иаутентификации пользователей при доступе к информационным системам участников взаимодействия с ЕСИА.

В 2013 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. №33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» предусмотрено создание в ЕСИА регистра органов и организаций, имеющих право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг.

Однако информация о сроках исполнения данного постановления и появлении соответствующих функциональных возможностей в ЕСИА отсутствует. В настоящее время ОАО «Ростелеком» проводит работу по дифференциации ирасширению способов идентификации пользователей с помощью системы. Предполагается, что ЕСИА сможет использоваться также частным сектором. Основа данной возможности была заложена Федеральным законом Российской Федерации от 5 мая 2014 г. №110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором появляется понятие «упрощенной идентификации».

Взаимодействие информационных систем с ЕСИА

Взаимодействие информационных систем с ЕСИА осуществляется посредством электронных сообщений, основанных на стандарте SAML 2.0. Сценарий идентификации и аутентификации выглядит так:

  1. Пользователь обращается к защищенному ресурсу информационной системы (например, ведомственному или региональному порталу государственных услуг).
  2. Информационная система направляет в ЕСИА запрос на аутентификацию.
  3. ЕСИА проверяет наличие у пользователя открытой сессии и, если активная сессия отсутствует, проводит его аутентификацию. Для этого ЕСИА направляет пользователя на веб-страницу аутентификации ЕСИА. Заявитель проходит идентификацию и аутентификацию, используя доступный ему метод аутентификации.
  4. Если пользователь успешно аутентифицирован, то ЕСИА передает в информационную систему набор утверждений, содержащих идентификационные данные пользователя, информацию о контексте аутентификации, в том числе данные об уровне достоверности идентификации.
  5. На основании полученной из ЕСИА информации информационная система авторизует заявителя на доступ к защищаемому ресурсу.

Перспективы развития ЕСИА

Востребованность ЕСИА может быть связана со следующими направлениями:

  • создание и распространение в России Карты электронного правительства, которая наряду с ЕСИА станет элементом универсальной электронной системы идентификации гражданина. Так, в сентябре 2012 года было объявлено,что банк ВТБ24 намерен с 1 января 2013-го выдавать карты «Электронное правительство» с возможностью авторизации для получения госуслуг через ЕСИА. Оператор ЕСИА – ОАО «Ростелеком» – предоставил банкам доступк ней, так что эмитенты чипированных карт при желании могут записывать на них приложения для работы с госуслугами.
  • развитие облачных сервисов в России. Для получения доступа к ним может использоваться ЕСИА. После авторизации пользователю транслируется определенный уровень доверия, в соответствии с которым он получает доступк соответствующим этому уровню сервисам. «Ростелеком» к 2012 году создал платформу для таких сервисов и начал набирать поставщиков услуг.

Информация о планируемых усовершенствованиях ЕСИА, появлении отдельных функций крайне ограничена. Так, имеются сведения, что в перспективе возможно внедрение автоматической верификации паспортных данных граждан РФ с использованием веб-сервиса Федеральной миграционной службы.

Не исключено, что появится поддержка аутентификации пользователей с помощью квалифицированной электронной подписи для мобильных пользователей. Способствовать этому может распространение SIM-карт с электронной цифровой подписью (ЭЦП) для мобильных устройств. В 2012 году соглашение о продаже SIM-карт с ЭЦП с «Ростелекомом» заключил «Мегафон».

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №02 (135) 2024г.
Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика