Сколтех и edX. Мы вместе
Чем проект Сколтеха отличается от других онлайн-ресурсов? Для кого предназначена данная онлайн-платформа? На каких языках будут доступны курсы? Нужно ли платить за пользование их материалами? На эти и другие вопросы «БИТа» отвечают Михаил Мягков, вице-президент по развитию академических связей и международным отношениям, руководитель проекта по разработке онлайн-платформы, и Алексей Широких, директор поинформационным технологиям.
– Михаил Мягков: Как и почему возникла идея образовательной онлайн-платформы? Я думаю, что основная причина в том, что Сколтех – не просто первый международный университет науки и технологий в России, во многом это университет, который призван быть проводником лучших зарубежных образовательных практик у нас в стране. Мы убеждены, что часть ресурсов, которые мы получаем от правительства, необходимо потратить на то, чтобы познакомить российские вузы с лучшими образовательными практиками других стран.
Дистанционное обучение сегодня выходит на первый план. В нынешнем мире всем интересно приобщиться к быстро развивающемуся онлайн-обучению, но мало кто понимает, в какой форме это нужно делать.
У многих университетов сейчас есть свои программные решения, платформы, на которых, как правило, они помещают свой контент и пытаются его распространять, в основном для своих студентов.
Скажем, Московский экономико-статистический институт построил из этого колоссальный бизнес. Есть в мире мультинациональные платформы – Cursera, edX, которые предлагают как на платной, так и на бесплатной основе учебные курсы. Но все эти платформы для дистанционного обучения действуют разрозненно, пока что не очень понятно, какую модель в конце концов предпочтет интернет-обучение и как привлечь и удержать обучающихся. Вчем-то мне это напоминает ситуацию на заре появления смартфонов, когда в начале 2000-х годов, до появления iPhone, было много разных видов смартфонов, не очень удобных, больших, неуклюжих, а потом все это многообразие обрело понятную и удобную концепцию.
В дистанционном образовании идет поиск эффективной концепции – есть немало критиков онлайн-обучения, есть огромное число энтузиастов, есть большое число моделей, но устоявшегося понятия, как это должно быть правильно, пока, мне кажется, нет.
И поэтому, когда перед нами встала задача привнесения зарубежных образовательных практик, мы начали изучать лучшие, с нашей точки зрения, существующие модели и платформы: что из них можем взять для себя? И тут,как говорится, сошлось несколько звезд.
С одной стороны, есть Массачусетский технологический институт (MIT), ключевой партнер в создании Сколтеха. С другой стороны, есть одно из детищ, отпочковавшихся от MIT и основанных на идее и контенте MIT, – это площадка дистанционного обучения edX, которая является одной из самых известных и популярных в мире.
С третьей стороны, есть желание российского правительства, чтобы мы помогли российским вузам в адаптации лучших практик, в частности, в рамках дистанционного обучения.
Казалось бы, почему бы просто не взять тот же edX, присоединиться к нему, и пусть там наши студенты обучаются. Но, во-первых, только около 5% студентов, которые берут курсы на edX, заканчивают их – то есть эта модель неорганизованная и не совсем эффективная. Во-вторых, она достаточно дорогая для ее участников, при этом в обмен не предоставляет никаких бенефитов, которые бы принимались в вузах как официальные сертификаты.
Платить edX большие деньги, чтобы размещать курсы российских университетов, – как-то странно. Почему бы это не делать здесь, в России?
Есть еще одна существенная причина – требование, чтобы информация о студентах, их персональные данные хранились на российских серверах в стране.
Поэтому я и говорю, что сошлось несколько звезд. С одной стороны – MIT с нашим партнерством и опытом edX, с другой стороны – необходимость иметь более организованную площадку для дистанционного обучения. И, наконец, требование правительства, чтобы обучение и персональные данные студентов оставались в России. Кому, как ни Сколтеху, было проявить инициативу и заняться созданием и распространением онлайн-платформы.
– Алексей Широких: Преимущество Сколтеха заключается в том, что у нас нет унаследованных разработанных курсов, которые находятся в какой-то старой системе онлайн-обучения и которые нужно мигрировать.
Принцип подхода к этому проекту был таков: мы создаем платформу новых открытых ресурсов. Фактически наше конкурентное преимущество в том, что у нас нет устаревшего контента, который использует старые технологии доставки контента, при этом у нас есть, как уже Михаил сказал, опыт работы с MIT. Я бы подчеркнул, что, кроме того, есть наши профессора, которые хорошо знают, как эти системы работают за рубежом. Для них это родная стихия. И они будут заинтересованы совместно продвигать нашу платформу в массы.
– Кто был автором идеи создания платформы Сколтеха?
– М. М.: В ее разработке участвуют много людей. Как правило, университетские продукты являются продуктами коллективного творчества.
– Каковы принципы работы вашей онлайн-платформы?
– М. М.: Есть два важных принципа. Во-первых, это действительно консорциум российских университетов. Это основной принцип создания данной платформы. Если проанализировать, как российские вузы вовлечены вразличные совместные проекты, не только дистанционного обучения, то эффективные совместные проекты, в которых вузы участвуют как консорциум, можно пересчитать по пальцам.
– А. Ш.: Если говорить о дистанционном обучении, то все эти проекты, с одной стороны, совместные, потому что нужны всему сообществу, с другой, конкурирующие друг с другом: кто раньше сделал, тот и выиграл.
– М. М.: Мы убеждены, что основной залог успеха – это хороший контент и правильная его доставка. Один университет никогда не создаст всеобъемлющего контента. К тому же необходима правильная организация консорциума и кооперации университетов.
В наш проект мы пригласили ведущие вузы страны, которые заинтересованы в дистанционном обучении, – это ВШЭ, МФТИ, ИТМО в Питере, МИСиС. Три университета – участники госпрограммы по повышению мировой конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100».
Второй принцип – это создание правильного механизма передачи учебных материалов. Для его реализации мы избрали модель, которая называется SPOC (Small Private Online Courses). Модель очень интересная, она основана натом, что учебный курс дается студентам конкретного университета по согласованию с правообладателями курса. Преподаватель университета является куратором этих студентов, который контролирует процесс обучения.
Использование модели SPOC приведет к нескольким положительным факторам. Во-первых, студенты будут приобщены к лучшим мировым практикам в различных образовательных областях. Во-вторых, у профессоров, кураторов курсов, высвободится время на научную работу, исследования.
Мы решили на начальной стадии не распыляться, а сфокусироваться на программах по информационным технологиям. Контент изначально будет действительно эклектичный, в нем соберутся лучшие курсы российских вузов плюс некоторые лицензионные международные курсы.
Поскольку это российская площадка, то курсы будут доступны на русском языке. Курсы зарубежных университетов получат субтитры на русском языке, а некоторые открытые лекции – на английском языке.
– Кто может пользоваться услугами платформы?
– М. М.: Университеты, которые захотят стать нашими партнерами. Изначально создан консорциум, а потом к нему присоединятся другие университеты на территории Российской Федерации, это важно.
– Будут ли услуги платформы платными?
– М. М.: Это будут решать сами университеты – правообладатели контента. Если университет захочет брать за свой курс деньги, он может это сделать. Если не захочет – может не брать, как владелец интеллектуальной собственности. Мы предоставляем всем желающим площадку и различные механизмы для разных моделей взаимодействия между вузами.
– А. Ш.: Изначально существует некая инвестиция с нашей стороны на создание платформы, на ее разработку и передачу в промышленную эксплуатацию. А как будет поддерживаться работа и развитие платформы – эта бизнес-модель пока обсуждается.
– Когда она будет готова для работы?
– М. М.: Первые курсы станут доступны уже этой осенью. В принципе платформа уже работает. Сейчас она тестируется. Наши партнеры-университеты загружают туда свои учебные материалы. Первый контент Сколтеха – это курсы Академии CDIO (Conceive Design Implement Operate) – Академии повышения квалификации инженерных преподавателей.
– Как можно измерять эффективность платформы?
– М. М.: Очень просто, по трем параметрам: по количеству контента, по числу партнеров и по количеству студентов, которые пользуются этим контентом.
– А. Ш.: Это количественная оценка. Качественная оценка гораздо важнее, но это уже следующий этап. Сейчас задача – набрать больше качественного контента из разных вузов. Однако это не означает, что мы будем брать все учебные материалы, которые предложат. С моей точки зрения, качество учебных курсов – это приоритет номер один.
– Какая платформа использовалась для разработки вашей? Что повлияло на этот выбор?
– М. М.: Наша платформа создана на основе открытого кода edX – это дает возможность иметь полный функционал известной зарубежной платформы. К тому же она универсальна, доступна, бесплатна.
– А. Ш.: edX построен на Open Source, и для нас это важно, потому что технологии, которые используются в реализации данной платформы, широко распространены.
Это важно и с точки зрения ее развития и поддержки. Во-первых, платформа позволяет использовать большие возможности открытого кода. Во-вторых, открытый код развивается достаточно быстро, поэтому все новые технологии, решения платформы, которые будут использоваться в рамках открытого кода, доступны и для нас.
– Как будет строиться онлайн-курс на вашей платформе?
– А. Ш.: Курсы будут состоять из 4-8 учебных модулей. Каждый модуль включает видеолекции, домашние задания и слайды, позволяющие студенту быстро повторить все содержание урока.
Важно то, что эта платформа для распространения качественного контента. Мы считаем, что она будет ассоциироваться с брендом качества.
– Как вы будете это определять?
– А. Ш.: На первом этапе это будет непросто, пока мы не отладим механизм оценки качества. Надеюсь, нам помогут в этом вузы, с которыми мы находимся в партнерстве. Кроме того, должна быть налажена обратная связь стеми, кто пользуется этим контентом. Очень важно, чтобы система была самодостаточная, развивающаяся, гибкая.
– М. М.: Я считаю, что при правильной организации произойдет естественный отбор популярности курсов. Кому нужен курс какого-то регионального технологического института, если он не качественный?
– А. Ш.: Может быть, он и качественный, но о нем никто не знает, вот в чем вопрос. А сейчас появится возможность узнать, и обратная связь с пользователями тоже будет важна в этом смысле. Мы не пытаемся конкурировать скем-то, мы хотим помочь создать качественный контент, доступный для наших отечественных пользователей.
– Кто будет следить за качеством контента. Сколтех?
– М. М.: На самом деле нет. Поскольку мы на начальной стадии пригласили университеты, у которых нет проблем с качеством их учебных материалов, то вот из этого хорошего контента и будет расти сама платформа. Адальше, естественно, станут присоединяться другие вузы, может быть, с менее качественными учебными материалами, но в этом нет ничего страшного. Потому что до тех пор, пока критическую массу платформы составляют качественные курсы, все будет нормально.
– А. Ш.: Наша платформа – это некая экосистема, саморазвивающаяся и самоподдерживающаяся, что важно. Все участники консорциума могут привносить в нее что-то свое в процессе работы.
– М. М.: Безусловно, проект будет эволюционировать.
– А как вы его назвали?
– М. М.: У него есть рабочее название NashX. Но в окончательном варианте оно скорее всего будет изменено. Мы сейчас над этим работаем. Кстати, технические вопросы решать оказалось гораздо легче, чем придумать хорошее название, а оно очень важно.
– А. Ш.: Известно, как лодку назовешь, так она и поплывет. Может, это и задача нашего сообщества – выбрать правильное и звучное название.
– Что вы посоветуете представителям университетов?
– М. М.: Если им интересна наша методика распространения учебных материалов и участие в эксперименте по распространению лучшей зарубежной практики дистанционного контента, то я бы порекомендовал связаться снами. Мы им расскажем о проекте, какие он для них предоставляет возможности, как к нему присоединиться.
Мы с удовольствием будем вместе с ними работать. Как я уже говорил, быть полезным российским вузам – одна из важнейших миссий Сколтеха.
– А. Ш.: Мы взяли на себя задачу создания платформы для всех. А ее наполнение качественным контентом – задача участников консорциума. Поэтому мы хотим получать от университетов обратную связь, как сделать эту платформу более эффективной, более дружественной, более полезной. Делить нам нечего. Наша задача – создать некий канал, который даст возможность студентам в разных точках нашей страны получать достойное образование, а мы, таким образом, будем способствовать тому, чтобы уровень наших студентов рос.
– М. М.: Будем считать, что онлайн-платформа для обучения, созданная Сколтехом, – это попытка продвинуться еще на один шаг в инновационном подходе к образованию. БИТ
Беседовала Галина Положевец