Валентин Макаров: «В России есть отечественные производители, готовые к глобальной конкуренции»::БИТ 02.2015
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
октябрь    2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

21.10.2020

Консультации, обучение и онлайн-сервисы: самые востребованные за 9 месяцев 2020 года меры поддержки малого бизнеса от MBM.MOS

Читать далее 

19.10.2020

Ускоренное внедрение цифровых технологий в деятельность предприятий АПК как приоритет в цифровой повестке регионов

Читать далее 

15.10.2020

Цифровизация в ритейле: тренды, вызовы и новые решения

Читать далее 

15.10.2020

7-й Бизнес-форум 1С:ERP

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.10.2020

Soft skills или hard skills?

Читать далее 

10.09.2020

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Читать далее 

12.08.2020

Господдержка ИТ-отрасли

Читать далее 

11.08.2020

Интернет-маркетинг: второе дыхание

Читать далее 

15.05.2020

Жить под водой, мечтая о солнце

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Валентин Макаров: «В России есть отечественные производители, готовые к глобальной конкуренции»

Главная / Архив номеров / 2015 / Выпуск №2 (45) / Валентин Макаров: «В России есть отечественные производители, готовые к глобальной конкуренции»

Рубрика: Сделано в России


Валентин Макаров:
«В России есть отечественные производители, готовые к глобальной конкуренции»

В Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский ИТ-форум «Импортозамещение в сфере программного обеспечения в России». Мероприятие организовано ГП «РЕСТЭК» совместно с Ассоциацией НП «РУССОФТ».

Главные темы, которые обсуждались на форуме, – это импортозамещение в ИТ-отрасли, механизмы государственной поддержки отечественного производителя, прогнозы развития отрасли, а также была дана комплексная оценка использованию отечественных технологий ИТ в экономике и государственном управлении России.

На вопросы «БИТа» отвечает президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров

Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ»
Досье
Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ».

– Валентин Леонидович, много ли у нас отечественных разработчиков, способных быстро и качественно заместить зарубежные ИТ-решения? Особенно для крупных российских компаний? Каково общее состояние рынка программных продуктов в России?

– По оценке компании Microsoft, в России работают порядка 350 000 разработчиков ПО. По оценке НП «РУССОФТ», среди них для глобального рынка работают порядка 110 000 разработчиков. Индустрия разработки ПО вРоссии имеет компетенции практически во всех секторах современного ИТ-рынка.

Тут важно ответить на другой вопрос: «Почему при наличии такой мощной индустрии порядка 70% рынка программного обеспечения в России занимает импортное ПО»?

Отвечаю: «Из этих 70% большая часть – продукция глобальных лидеров: Microsoft, Oracle, SAP, IBM, Cisco, Autodesk, Schlumberger и т.д.». Тогда сразу понятно, в каких сегментах ПО государству нужно искать местных лидеровс проприетарными или СПО-решениями и формировать вокруг них консорциумы для импортозамещения. Мы в РУССОФТ занимаемся этим с начала лета 2014 года, как только были применены первые санкции. Оказалось, чтопрактически во всех сегментах программного обеспечения такие лидеры есть.

– При соблюдении каких условий программное обеспечение может быть признано отечественным?

– Согласно формулировке, выработанной Ассоциацией АРПП и согласованной совместными усилиями трех Ассоциаций разработчиков ПО (АРПП, РУССОФТ и РАСПО), отечественным может быть признано программное обеспечение, права на которое принадлежат российскому государству или российским физическим лицам (как конечным бенефициарам) на 50 и более процентов. Есть еще одно ограничение – доля лицензионных отчислений заграницу при продаже этого ПО не должна превышать 30% его стоимости.

Некоммерческое Партнерство «РУССОФТ»
Крупнейшее и наиболее влиятельное объединение компаний – разработчиков программного обеспечения России. Центральный офис Партнерства находится в Санкт-Петербурге. В его составе более 70 компаний, работающих в области информационных технологий.

НП «РУССОФТ» – лидер индустрии, ведущий активную борьбу за продвижение интересов компаний – разработчиков ПО перед Правительством Российской Федерации. Выступает за развитие ИТ-сектора экономики, снижение налогов, совершенствование таможенного законодательства, построение сети современных технопарков по всей России и привлечение государства к поддержке международных проектов Партнерства.

РУССОФТ входит в состав Ассоциации информационных и компьютерных технологий (АПКИТ), где представляет Комитет по разработке и экспорту программного обеспечения.

– Если говорить о мерах господдержки, то что, на ваш взгляд, должно делать государство: поддерживать всю отрасль или отдельные компании? Какие меры вы считаете приоритетными?

– Согласно предложениям, согласованным теми же ассоциациями, единственной преференцией для отечественного производителя может быть то, что при закупке импортного ПО государственный заказчик должен опубликовать обоснование такой закупки в сравнении с отечественным аналогом. В госконтракте могут содержаться и прямые ограничения на использование импортного ПО, но это относится только к сферам государственной безопасности и обороны.

Более важные меры господдержки:

  • предоставление субсидий для финансирования НИОКР российских компаний (частных и государственных, на условиях состязательности) для создания решений в критических сферах применения, то есть там, где обеспечивается информационная безопасность и технологическая независимость страны;
  • предоставление финансовых и организационных мер поддержки выхода и продвижения российских компаний на глобальный рынок высоких технологий. Кстати, вот это трудная задача, требующая изменения ментальности и даже стратегии российского государства;
  • финансовое и налоговое стимулирование бизнеса для инвестирования им развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров для ИТ-индустрии.

– На форуме по импортозамещению в сфере программного ПО в России шла речь и о том, что наша ИТ-отрасль не сможет хорошо развиваться, если будет ограничиваться только внутренними потребностями страны, необходимо выходить с достойными программными продуктами на мировой рынок. Насколько реально это в ближайшее время?

– Согласно результатам ежегодного исследования НП РУССОФТ по экспортной индустрии разработки ПО в России объем продаж российских компаний за границей в 2013 году составлял $5,2 млрд, а темпы роста в течение последних четырех лет в среднем составляли 18%.

Восемь российских компаний, предоставляющих ИТ-услуги, входят в рейтинг 100 ведущих сервисных компаний мира. Столько же продуктовых компаний входят в рейтинги международной исследовательской иконсалтинговой компании Gartner и аналогичные рейтинги как лучшие производители ПО в своих сегментах мирового рынка.

Практически все перспективные молодые ИТ-компании сразу же ориентируются на глобальный рынок. Поэтому выход на внешние рынки – это не дело ближайших лет, а реальная практика. И это действительно единственный путь добиться снижения себестоимости, повышения качества и функциональности программного обеспечения, а значит, повышения конкурентоспособности за счет масштабирования объемов продаж и использования лучших мировых практик.

– Ваш прогноз развития ИТ-индустрии в этом году?

– Благодаря девальвации рубля российская индустрия разработки ПО получила временное преимущество в себестоимости своей продукции и услуг, что она обязательно использует на мировом рынке. Санкции способствовали росту интереса отечественного заказчика к российской ИТ-продукции. Даже на фоне снижения объема российского ИТ-рынка политика импортозамещения может принести нам некоторый рост продаж ПО и внутри России. Поэтому я ожидаю роста индустрии разработки ПО и на внутреннем, и на глобальном рынках.

– Итоги форума. Что они показали? Были ли для вас какие-то открытия? Есть ли уже удачные примеры импортозамещения ПО в российских компаниях и на предприятиях?

– Для меня было важным увидеть готовность ИТ-директоров крупнейших предприятий попробовать российские решения и решения свободного программного обеспечения, поддерживаемые российскими компаниями. Выступления отечественных поставщиков ПО еще раз показали, что даже в самых, казалось бы, сложных сегментах, монопольно занятых зарубежными производителями (таких, как сетевая безопасность или моделирование геофизики месторождений нефти и газа), в России есть отечественные производители, готовые к глобальной конкуренции.

Но отчетливо проявилась и проблема взаимодействия с государством. Государственные органы и госкорпорации не имеют прямых указаний «сверху» с требованием проведения импортозамещения. До сих пор все действия государства ограничиваются рекомендациями либо обсуждениями того, какие средства можно выделить своим же госструктурам для проработки вариантов импортозамещения.

На мой взгляд, такой вариант импортозамещения – это путь в никуда. Государству следовало бы определить приоритеты импортозамещения, указать на те сферы применения ИТ, которые требуют обязательного замещения, ивступить в диалог с организованным бизнесом, предложив модель софинансирования процесса доводки существующих отечественных коммерческих ИТ-решений (или решений на СПО) до требований заказчика. Вовлечение бизнеса в этот процесс будет гарантировать возвратность инвестиций государства и устойчивость импортозамещения, то есть продолжение заказчиком использования отечественных решений после завершения политической кампании благодаря победе в конкуренции.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №08 (101) 2020г.
Выпуск №08 (101) 2020г. Выпуск №07 (100) 2020г. Выпуск №06 (99) 2020г. Выпуск №05 (98) 2020г. Выпуск №04 (97) 2020г. Выпуск №03 (96) 2020г. Выпуск №02 (95) 2020г. Выпуск №01 (94) 2020г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика