Регулирование российского Интернета. Законодательные реалии и прогноз на 2013 год::БИТ 01.2013
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
июль    2022
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

06.07.2022

MERLION IT Summit 2022: новый уровень важного отраслевого события

Читать далее 

05.07.2022

Учиться для жизни: специалисты в Оренбургской области решат задачу для образовательной компании

Читать далее 

04.07.2022

Запущена единая база знаний по работе с кириллическими доменными именами и email адресами

Читать далее 

27.06.2022

Три миллиона за искусственный интеллект: в Москве стартовал всероссийский чемпионат по искусственному интеллекту 

Читать далее 

показать все 

Статьи

29.04.2022

Можно ли продолжать цифровую трансформацию сегодня?

Читать далее 

23.03.2022

Дата-центры – 2022

Читать далее 

04.01.2022

Ваш рейтинг перспективных технологий

Читать далее 

11.12.2021

Что повысит конкурентоспособность?

Читать далее 

02.11.2021

Парадокс инвесторов

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Регулирование российского Интернета. Законодательные реалии и прогноз на 2013 год

Главная / Архив номеров / 2013 / Выпуск №1 (24) / Регулирование российского Интернета. Законодательные реалии и прогноз на 2013 год

Рубрика: Закон есть закон


Ирина Левова и Глеб Шуклинруководитель отдела стратегических разработок РАЭК, координатор Комиссии по правовым вопросам и заместитель руководителя отдела стратегических разработок РАЭК

Регулирование российского Интернета
Законодательные реалии и прогноз на 2013 год

2012 год подтвердил наметившиеся и обозначил новые тенденции в развитии сети Интернет в России и мире, определяющие и законодательное регулирование правовых отношений, которые развертываются в сети и вокруг нее

Основные тенденции

Среди глобальных тенденций, получивших развитие в 2012 году и в России, следует отметить прежде всего:

  • радикальный рост числа физических устройств доступа в Интернет (отдельно вычленим мобильные устройства);
  • анонсирование появления новых доменных зон первого уровня (.moscow, .москва, .skolkovo, .дети и другие);
  • бурное развитие облачных сервисов;
  • увеличение числа пользователей и качества услуг социальных сетей;
  • рост киберпреступности.

Все это создает дополнительный объем и многообразие социальных взаимодействий, повышая нагрузку на корпус законодательства и правоприменения.

Следуя третьему закону Ньютона, эта нагрузка вызвала реактивную активизацию законотворчества в отношении Интернета в нашей стране, ставшую по устоявшейся в последние годы традиции политической модой сезона.

Помимо собственно субъектов законодательной инициативы – депутатов, законопроектной деятельностью внезапно занялись комитеты и ведомства, ранее не замечавшиеся в подобных инициативах, в том числе Следственный комитет, Генеральная прокуратура и даже Общественная палата.

Отдельно стоит упомянуть провал регулирования глобального Интернета на Всемирной конференции по международной электросвязи в Дубае, участие российской стороны в которой сложно оценить как однозначное.

Основные итоги

В этих нелегких условиях «спорадического законотворчества» (термин, прочно закрепившийся за стилем российской нормативно-правовой активности 2012 года) интернет-индустрия сумела продемонстрировать гражданскую зрелость ивысокий профессиональный уровень в вопросах законодательного регулирования и самоуправления в российском Интернете.

Роль буфера, амортизировавшего напор на интернет-отрасль, сыграли различные ассоциации компаний, в том числе Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), эксперты которой все второе полугодие прошлого года провели в министерствах и кабинетах, доказывая и увещевая чиновников в необходимости гибкого подхода с участием отраслевых экспертов.

Модель саморегулирования отрасли доказала жизнеспособность и эффективность: за непродолжительный период (2010-2012) был принят ряд саморегулирующих документов – Манифесты и Кодексы поведения.

Среди основных изменений необходимо отметить принятие Федерального закона №139-ФЗ («закон о черных списках»), криминализацию новых видов мошенничества (УК РФ), проект существенных изменений в ГК РФ. В работу надвсеми этими законодательными инициативами были активно вовлечены интернет-эксперты, что позволило значительно снизить потенциальный негативный эффект, который, к сожалению, в контексте реестра запрещенных сайтов продолжает проявляться.

Эксперты РАЭК и организаций-участниц привлекались к исправлению ситуаций, вызванных нормотворческими ошибками, что позволяет сделать вывод о том, что часть государственных ведомств и политических деятелей рассматривает отрасль как равноправного партнера, в том числе и на этапе формулирования законодательных предложений. Однако пока не удалось решить проблемы с охраной персональных данных, наладить эффективное международное сотрудничество, добиться налоговых послаблений для интернет-отрасли.

Одним из самых важных итогов происходивших в 2012 году процессов можно назвать подтверждение необходимости строгого соблюдения принципа участия всех заинтересованных сторон (multistakeholderism) в вопросах регулирования Интернета. Несоблюдение этого принципа в регулировании Интернета в России приводило к усилению нежелательных последствий (использования Сети в противоправных целях), к росту отчуждения между интернет-сообществом ипредставителями власти, к изоляции России на международной арене и игнорированию ее внешнеполитических инициатив.

Основные прогнозы

Субъектами законодательной инициативы наконец должна быть осознана необходимость экспертного обсуждения всех нормотворческих инициатив и системного подхода в развитии законодательства в области Интернета. Среди основных приоритетов на 2013 год можно выделить:

  • коррекцию законодательства «о черных списках»;
  • начало регулирования облачных вычислений;
  • совершенствование законодательства о персональных данных;
  • обновление Гражданского кодекса и появление новых моделей защиты прав авторов, решение вопроса о пределах и методах идентификации в Сети.

Более активная позиция российской интернет-отрасли на международной арене в отстаивании интересов российских пользователей Интернета, а также в формулировании концептуальных предложений по вопросам кибербезопасности также должна стать одним из трендов 2013 года.

Досье

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) – некоммерческое партнерство, объединяющее более 100 отечественных и действующих в России игроков рынка электронных коммуникаций, среди которых 1С-Битрикс, WebMoney, Лаборатория Касперского, Mail.Ru Group, РБК, РИА Новости, Google, HeadHunter, Rambler, ВКонтакте, Бегун и другие. Миссия ассоциации – содействовать реализации потенциала российской отрасли интернет-технологий винтересах бизнеса, общества и государства.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №04 (117) 2022г.
Выпуск №04 (117) 2022г. Выпуск №03 (116) 2022г. Выпуск №01 (114) 2022г. Выпуск №02 (115) 2022г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика