Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
июль    2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

24.07.2017

Первое в России цифровое образовательное пространство откроют на крупнейшем в Европе международном образовательном форуме #EdCrunch в Москве

Читать далее 

24.07.2017

Первое в России цифровое образовательное пространство откроют на крупнейшем в Европе международном образовательном форуме #EdCrunch в Москве

Читать далее 

19.07.2017

10 и 11 октября в конгресс-отеле «Ареал» пройдет II Международная конференция и выставка «Интернет+Транспорт».

Читать далее 

19.07.2017

Роман Чаплыгин, PwC, одержал победу во втором сезоне «Кибербаталий» — совместного проекта ГК InfoWatch, Фонда Сколково и ассоциации BISA

Читать далее 

19.07.2017

Ларс Бринкманн (Basler AG): зарабатывать нужно всегда, особенно на передовых разработках, снимая сливки

Читать далее 

19.07.2017

«Электронная неделя на Алтае – 2017» торжественно завершилась!

Читать далее 

19.07.2017

«Электронная неделя на Алтае – 2017» торжественно завершилась!

Читать далее 

показать все 

Статьи

22.06.2017

Опрос. Уроки WannaCry

Читать далее 

22.06.2017

Что такое кастомизация, или Прежде, чем продать что-нибудь ненужное, нужно сначала это ненужное создать!

Читать далее 

22.06.2017

Хорошая ли сделка?

Читать далее 

17.05.2017

Корпоративная мобильность в России, или О чем свидетельствуют цифры?

Читать далее 

17.05.2017

Зачем вести переговоры с коллегами?

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

16.04.2017

Цифровизация экономики

Читать далее 

23.03.2017

Сервисная компания – фея или Золушка?

Читать далее 

17.02.2017

Информационные технологии-2017

Читать далее 

показать все 

ЦОД: строить или арендовать?

Главная / Статьи / Аналитика / ЦОД: строить или арендовать?


Михаил Поляков, заместитель генерального директора «ИНСИСТЕМС» (группа компаний ЛАНИТ)

ЦОД: строить или арендовать?

Дискуссии о том, что выгоднее – собственный ЦОД или аренда серверного оборудования, не затихают, наверное, с появления первого ЦОД или по крайней мере с того момента, когда это понятие возникло.

Как и в любом споре, обе стороны не могут быть объективны: почти наверняка операторы ЦОД будут убеждать в необходимости аренды, а компании, специализирующиеся на строительстве ЦОД и их инфраструктуры, рассказывать опреимуществах и необходимости собственных ЦОД

Но ответ на вопрос, что делать, строить собственный ЦОД или арендовать серверное оборудование, можно найти, только проанализировав ряд таких важнейших факторов, как уровень капитальных и эксплуатационных затрат, степень развития и доступности услуг ЦОД, ИТ-услуг и систем обеспечения информационной безопасности. Кроме того, выбор услуг собственного или арендованного ЦОД определяет ряд очевидных факторов. Рассмотрим подробнее наиболее важные.

Направление бизнеса и его масштабы

Чем крупнее компания, тем больше вероятность того, что ей потребуется собственный ЦОД. Так, промышленной компании с государственным участием, имеющей собственные исследовательские и конструкторские разработки, например,в интересах национальной обороны, необходимо вести высокопроизводительные вычисления, требуется надежное хранилище больших массивов данных и другие ИТ-услуги. Доверит ли она эти функции публичному оператору услуг ЦОД? Скорее всего нет, и, даже если бы попыталась, ей не позволили бы это сделать. Единственный выход в этом случае – создание собственного ЦОД.

В силу исключительной важности обеспечения высокого уровня защиты информации и огромных издержек, возникающих при ее утечках и потере, именно таким путем пойдут банки и крупные финансовые структуры. Однако можно предположить, что и в этом секторе по мере развития интернет-банкинга начнется переход от строительства собственных ЦОД к аренде услуг.

Но даже если компания решает арендовать ЦОД, то его кто-то должен сначала построить. Поэтому собственные ЦОД будут также строить компании-провайдеры услуг ЦОД. По мере развития рынка операторы ЦОД станут предлагать ИТ-услуги все более высокого уровня. Этот переход будет строиться прежде всего на основе собственных ресурсов. Гипотетически операторы ЦОД могут прибегнуть и к аренде мощностей, но лишь в том случае, когда необходимо очень быстро предложить заказчику услуги, а собственных ресурсов недостаточно.

Аренда услуг ЦОД наиболее приемлема для компаний, предлагающих интернет-сервисы (порталы, поисковые системы, интернет-магазины, социальные сети и пр.). Не говоря уже о том, что строительство собственного ЦОД, например, дляинтернет-магазина, абсолютно бессмысленно.

Географическое положение региона, уровень развития и доступности ИТ-услуг. Территориальная удаленность от основных магистралей, промышленных центров и транспортных узлов, отсутствие необходимой инфраструктуры и каналов связи, несомненно, оказывают влияние на выбор между собственным ЦОД и арендой. Тем не менее по мере развития каналов связи и роста доступности услуг удаленных ЦОД оно будет нивелироваться.

Перспективы и динамика развития бизнеса, экономическая конъюнктура. Очевидно, что на выбор решения серьезное влияние оказывают динамика бизнеса и общая экономическая ситуация. Многие компании принимают решение остроительстве своего ЦОД, когда находятся на этапе роста. Причем обычно предполагают, что он будет использоваться не только для решения собственных задач, но и для сдачи свободных ресурсов в аренду. Так же на растущем рынке действуют и операторы ЦОД, инвестируя в развитие мощностей.

В период спада все без исключения начинают задумываться об оптимизации ИТ-бюджетов и соответственно об аренде услуг ЦОД. В этом смысле аренда, являясь весьма гибким инструментом, открывает огромные возможности оптимизации. Кроме того, операторы ЦОД, расширяя свой бизнес, могут предлагать дополнительные сервисы, например, услуги связи для арендаторов, выделенные гермозоны (модули), услуги по информационной безопасности.

Найти верный ответ на вопрос об аренде или собственном ЦОД каждый бизнес или компания могут, лишь учитывая множество факторов и только для определенного временного интервала, а динамичный рынок ИТ-услуг постоянно меняет условия для принятия того или иного решения. Сегодня все обстоятельства могут однозначно указывать на необходимость строительства собственного ЦОД, а уже завтра они подсказывают противоположное решение. В такой ситуации часть операторов будет строить собственные ЦОД, часть станет арендовать их услуги. По мере развития облачных технологий сегментация и специализация операторов услуг ЦОД по видам и уровню предоставляемых сервисов будет углубляться.

Сейчас следует задуматься именно об аренде услуг ЦОД. В связи с развитием виртуализации и облачных технологий аренда серверного оборудования (dedicated server) и размещение собственных серверов в предоставляемых стойках (colocation) – лишь часть услуг, традиционно предоставляемых ЦОД. Кроме перечисленных, ЦОД предоставляют услуги IaaS (Infrastructure as a Service), SaaS (Software as a Service) и PaaS (Platform as a Service).

В последнее время развитие облачных технологий вызвало появление даже такого понятия, как XaaS (Anything as a Service), то есть возможность предоставления любых услуг через Интернет. Все это не только расширяет список потребителей услуг ЦОД, но и создает новые типы провайдеров этих услуг. В свою очередь, провайдеры услуг ЦОД более высокого уровня одновременно являются потребителями услуг более низкого уровня. Например, провайдер SaaS может являться потребителем IaaS, colocation или dedicated server. Важным субъективным моментом, влияющим на выбор решения о собственном ЦОД или аренде, может стать и осведомленность потребителя об услугах, которые ему предлагают.

Сейчас подавляющее большинство уже понимает, что такое аренда сервера или стойки, когда такими же привычными и понятными станут смысл и преимущества и других услуг, количество арендаторов заметно вырастет.  БИТ

Рост на фоне нестабильности

В 2014 году российский рынок дата-центров вырос почти на 30% и составил 11,9 млрд руб. (9,3 млрд в 2013 году).

Такие данные приводятся в исследовании компании iKS-Consulting «Российский рынок коммерческих дата-центров 2014-2018», опубликованном в декабре 2014 года. Одним из ключевых факторов роста рынка стал ввод новых мощностей ЦОД в РФ. В 2014-м площадь машинных залов увеличилась на 17,5 тыс. кв.м, а количество стоек – на 3,5 тыс. Таким образом, на конец 2014 года суммарная площадь машинных залов коммерческих ЦОД в РФ достигнет 86 тыс. кв.м (рост 36,5%), стоек – 25,5 тыс. (рост 28%) (см. рис. 1).

Рисунок 1. Топ-10 Коммерческих дата-центров по введенному количеству коммерческих стоек, 2014 г.

Рисунок 1. Топ-10 Коммерческих дата-центров по введенному количеству коммерческих стоек, 2014 г.

Однако эксперты рынка отмечают замедление роста рынка российских ЦОД в связи с нестабильной экономической ситуацией. Среди причин, которые влияют на развитие этого рынка, выделяют повышение стоимости на часть импортного оборудования для ЦОД, изменение условий кредитования при их строительстве или развитии, неопределенность, возникшая в связи с введением санкций со стороны США и Евросоюза.

По данным годового отчет «Российский рынок центров обработки данных 2014» РБК.Research, доходность от услуг ЦОД в 2014-м выросла у 60% компаний, снизилась у 10%, осталась на прежнем уровне у 30% компаний, в то время как в 2013 году увеличение показателя доходности отметили 71% игроков рынка.

Повышение энергоэффективности ЦОД более чем на 5% в 2013 году отметили 71% опрошенных компаний, в 2014-м – уже 78%. У остальных участников исследования этот показатель остался на прежнем уровне.

Граница минимальной стоимости услуги ЦОД в 2014 году увеличилась у 11% участников исследования. При этом у 78% компаний данный показатель остался на уровне прошлого года.

Технологическую площадь дата-центров в 2013 году увеличили 57% компаний, в 2014-м – 56%. Остальные оставили площадь, занятую под стойки, без изменений. Исследование показало, что количество услуг ЦОД растет: в 2013 году их число увеличили 63% компаний, а в 2014-м – около 70% (см. рис. 2).

Рисунок 2. Показатели динамики развития компаний, оказывающих услуги ЦОД, 2014 г.

Рисунок 2. Показатели динамики развития компаний, оказывающих услуги ЦОД, 2014 г.

 

В начало⇑

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №05 (68) 2017г.
Выпуск №05 (68) 2017г. Выпуск №04 (67) 2017г. Выпуск №03 (66) 2017г. Выпуск №02 (65) 2017г. Выпуск №01 (64) 2017г.

DevOps Smart Talk в Нижнем Новгороде

Телеканал «Про Бизнес», программы «Технологии в ритейле»

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика