Как не стать жертвой подрывных инноваций::БИТ 10.2016
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
июль    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

11.07.2024

Конференция «Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения» собрала организаторов здравоохранения и экспертов из 44 регионов страны

Читать далее 

02.07.2024

Ай-Форс принимает участие в пилотном проекте по тестированию технологии контроля симптомов при болезни Паркинсона

Читать далее 

21.06.2024

RAMAX Group расскажет об инструментах повышения операционной эффективности на «RPA Connect: Магия притяжения»

Читать далее 

21.06.2024

Коллаборация ARZip с DLP-системой InfoWatch Traffic Monitor позволяет компаниям повысить свою защищенность

Читать далее 

показать все 

Статьи

27.06.2024

Национальный интерес в ИТ

Читать далее 

13.06.2024

Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности

Читать далее 

07.06.2024

Open Source в бизнесе

Читать далее 

19.05.2024

«Лишние люди» в бизнесе

Читать далее 

18.04.2024

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Читать далее 

18.04.2024

Как искусственный интеллект изменит экономику

Читать далее 

18.04.2024

Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности

Читать далее 

18.04.2024

Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой

Читать далее 

05.04.2024

Мотивируй, не то проиграешь!

Читать далее 

22.03.2024

В 2024 году в России и мире вырастут объемы применения AR/VR 

Читать далее 

показать все 

Как не стать жертвой подрывных инноваций

Главная / Архив номеров / 2016 / Выпуск №10 (63) / Как не стать жертвой подрывных инноваций

Рубрика: Цифровые технологии


Сергей Филоновичд.ф-м.н., декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Как не стать жертвой
подрывных инноваций

Как не стать жертвой подрывных инновацийЦифровая трансформация бизнеса, или цифровизация, является одним из важнейших факторов современной конкуренции. Когда обсуждают эту тему, обычно указывают навозможности, перспективы, на то позитивное, что несет цифровая трансформация. Между тем с ней связан целый ряд довольно серьезных проблем, которые нужно будет решать всамом ближайшем будущем

Что может цифровизация?

Во-первых, благодаря ей возникают и развиваются новые области бизнеса. Например, интернет-торговля, позволяющая человеку, не выходя из дома, осуществлять множество деловых операций, которые раньше требовали гораздо больше времени.

Во-вторых, мы уже не мыслим своей жизни без новых устройств – компьютеров, сотовых телефонов, планшетов, которые тоже дают нам огромные возможности.

В-третьих, появляется все больше новых услуг. Теперь машины не только работают для людей, но и заменяют их. В какой-то мере то, что они заменяют людей, – позитивный фактор, потому что машины делают меньше ошибок, зачастую быстрее работают.

Но, с другой стороны, когда будет происходить массовое вытеснение людей на рабочих местах машинами, это породит большие социальные проблемы. И мы вряд ли сможем поступать так, как поступают в Индии. Там, например, при строительстве дорог запрещено использование тяжелой техники. По одной простой причине: в стране с населением в 1,5млрд человек нужно чем-то всех занять. Поэтому копать, грузить, выполнять всю тяжелую работу вручную могут только люди. Однако в нашей стране вряд ли такое возможно. Дальше возникает вопрос: чем будут заниматься работники, которые высвободятся при внедрении цифровых технологий?

Как не стать жертвой?

Цифровая трансформация бизнеса – это и доступность информации, и разнообразие развлечений. Кроме того, появляются новые образовательные технологии. О них можно говорить бесконечно. Но я хочу коснуться проблем, которые они порождают. Например, сегодня популярно микрообучение (microlearning). Да, отчасти оно решает проблемы компании, хотя зачастую самого обучения не происходит. Многие приемы микрообучения сводятся к оперативной рекомендации, как справиться с текущей проблемой, возникшей на вашем рабочем месте. Воспользовавшись подсказкой, вы данную конкретную проблему решите, но у вас не будет понимания, как поступать самостоятельно в подобных случаях.

Технология блокчейн может убить банковский бизнес, потому что она обеспечивает безопасность, скорость и надежность банковских транзакций без посредников

Цифровые технологии очень серьезно влияют на бизнес. Еще в конце 90-х годов американский исследователь Клейтон Кристенсен выдвинул теорию так называемых подрывных технологий. Его книга на эту тему переведена на русский язык и называется «Дилемма новатора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании». По существу, процессы, описанные в этой книге, когда инновации изменяют соотношение ценностей на рынке, происходят во всех отраслях.

Как действуют подрывные технологии? Они работают следующим образом. Предположим, на рынке существует хорошо известный успешный продукт. И в это время появляется некая технология, которая на первый взгляд воспринимается как поддерживающая, второстепенная, дополняющая этот успешный продукт. Новая технология вроде бы ему неугрожает, но она начинает развиваться и превращается в доминирующую. Дело в том, что технологии нередко порождают возможности раньше, чем выявляются соответствующие потребности.

Если поддерживающие технологии стремительно развиваются, гораздо быстрее, чем основные, то бизнес, который существовал на основе старых технологий, фактически умирает. Так произошло с традиционными аналоговыми фотокамерами, с проводной телефонией, так происходит сейчас с финансовым рынком.

Когда появилась суррогатная валюта биткоин, люди смотрели на нее, как на развлечение. Биткоинами можно было обмениваться, если вы увлекаетесь компьютерными играми, длярасчетов в очень ограниченной сфере. Однако новая технология блокчейн может убить банковский бизнес, потому что она обеспечивает безопасность, скорость и надежность банковских транзакций без посредников. Недавно английский Барклайс Банк впервые выпустил с помощью технологии блокчейн аккредитив на сумму 100 тысяч долларов. Насделку ушло менее четырех часов! Обычно этот процесс занимает до десяти дней.

Подрывные инновации изменяют наш мир, и каждому из нас предстоит ответить на вопрос, как не стать их жертвами.

Вызовы эпохи перемен

В связи с цифровизацией возникает огромное количество проблем в сфере деятельности человека. Высокая скорость изменений привела к появлению концепции life-long learning (обучение на протяжении всей жизни), потому что, если мы не учимся постоянно, наша конкурентоспособность резко снижается.

Но как обеспечить life-long learning? Это большая проблема, которая касается всех стран, не только России. Потому что для построения системы life-long learning необходимо полностью перестроить существующую систему образования, в том числе корпоративного.

Технологические изменения вызывают повышение скорости социальных изменений. Как я уже говорил, происходит высвобождение большого объема рабочей силы, и надо понимать, что будут делать эти люди.

Цифровизация позволяет вести конкуренцию из любой точки земного шара, и поэтому традиционные центры конкурентной борьбы разрушаются. Это тоже создает для человека серьезные проблемы.

Девушка рыдает, у нее практически истерика. Что такое? Она должна была поехать к врачу. Ей объяснили дорогу, дали адрес. И вот она звонит и рыдает: «Мама, мама!!! Здесь нет интернета!»

И, наконец, если говорить о человеческом факторе, высокая скорость технологичных изменений приводит к эффекту burn out – выгоранию человека. Приводит к ощущению социальной беспомощности, незащищенности, потому что человек в любой момент может потерять не просто рабочее место, а профессию. Кроме того, растущая скорость изменений, порождает психологические проблемы для личности.

Важный вопрос – взаимоотношения поколений. Сверстники моих родителей называются «молчаливым поколением». Мое поколение – беби-бумеров, далее идет поколение X, потом Y, и, наконец, выступает поколение Z – в него входят мои внуки, родившиеся после 2000 года.

Жизнь: ради труда или ради впечатлений?

Начнем сначала. Оказывается, что различия между соседними поколениями нарастают. Различия между мной, беби-бумером, и моими родителями, которые относятся к «молчаливому поколению», существенно меньше, чем различия между моим сыном, который является типичным представителем поколения Y, и моими внуками, которые относятся к поколению Z.

Для менеджмента это создает очень серьезную проблему. Дело в том, что разные поколения фундаментально по-разному воспринимают работу. И не надо думать, что поколение Y – поколение бездельников, которые не любят работать. Нет, просто они готовы заниматься только интересной работой. Они требуют, чтобы вы признавали, что, помимо работы, существуют еще личная жизнь, хобби, какие-то совершенно другие интересы.

А ведь «молчаливое поколение» воспринимало работу как естественную часть жизни. Поколение моих родителей без работы жизни не мыслило, как и предшествующее им поколение. Кстати, когда я узнал об этой специфике, я понял, почему в сталинских «шарашках» люди работали так продуктивно. Нам ведь казалось, что творческим трудом заниматься в неволе невозможно. А они так продолжали жить годами, потому что жизнь и работа были практически синонимами.

Сейчас подай «игрекам» эту идею, они будут на тебя смотреть весьма удивленно – вот, странные вы люди. Люди прошлых эпох...

Кстати, стиль мышления сейчас – это действительно беда. Клиповое мышление! Ни один текст не может быть больше трех страниц, потому что больше трех страниц «игреки» нечитают вообще. Молодые люди теряют возможность сосредоточиться на чтении.

Понимая это, я сейчас своего старшего внука пытаюсь убедить в том, что нужно учиться читать длинные тексты. Я ему пытаюсь объяснить идею конкуренции: мол, большинство твоих сверстников не смогут прочитать длинные тексты, а ты сможешь. У тебя будет конкурентное преимущество. Он задумался, но в конечном счете сказал: да, я понимаю, этоконкурентное преимущество!

Еще одна серьезная проблема – это уменьшение частоты межличностных коммуникаций, которое начинается с детства. Вот инцидент, произошедший у меня на глазах. Во время нашего с коллегой разговора раздается звонок. Звонит 14-летняя дочь коллеги. Я слышу – девушка рыдает, у нее практически истерика. Что такое? Она должна была поехать к врачу. Ей объяснили дорогу, дали адрес. И вот она звонит и рыдает: «Мама, мама!!! Здесь нет интернета!»

То есть она рассчитывала доехать до нужной станции метро, включить GPS и определиться. Мама разумно, как представитель поколения Х, спрашивает: «Деточка, а людей вокруг нет?» Оказывается, подойти к незнакомому человеку и попросить его помочь с ориентацией на местности – это большая, очень большая психологическая проблема для детей поколения Z.

Ну и, конечно, растут потоки информации, в которых мы зачастую не можем отличить достоверную от недостоверной. В интернете можно найти и то, и другое, и третье, и четвертое, и пятое, и пойди разберись, кто прав, кто виноват. Какая информация правдивая, а какая фейковая?

Комбинаторность, гибкость, дисциплина – основы конкуренции

Но вернемся к проблемам, которые возникают в современном менеджменте. Любой руководитель высшего уровня в своей отрасли должен научиться ловить слабые сигналы появления подрывных технологий. Ибо они первоначально кажутся какой-то второстепенной, частной и незаметной историей. А дальше возникает очень серьезная задача, решать которую нужно и в высшей школе, и в системе дополнительного образования. Это потребность в комбинации навыков, которые должны развивать люди, способные участвовать в современной конкуренции, и это как раз в высокой степени комбинации в области ИТ.

Любой руководитель высшего уровня в своей отрасли должен научиться ловить слабые сигналы появления подрывных технологий

Через очень короткий промежуток времени, лет через пять, а может быть, даже быстрее – я, наверное, все-таки недооцениваю скорость изменений – в Сбербанк вообще перестанут брать выпускников со специализацией «Финансы и кредит». Ее будет явно недостаточно, поскольку происходит цифровая трансформация, специалист по финансам должен будет владеть информационными технологиями на гораздо более высоком уровне, чем сейчас.

К примеру, выпускник должен знать, что такое технология blockchain, что она дает. Вопрос: где можно получить эту информацию? Вузы так устроены, что финансы и кредит изучают в одном подразделении, а ИТ, алгоритмизацию, высокоуровневые ИТ – в другом. Кто-то скажет, что можно позвать преподавателя на программу по финансам из ИТ-подразделения. А не тут-то было. Потому что специалист по ИТ, в свою очередь, не знает финансов, и он не знает, для чего blockchain будет использоваться в финансовой сфере.

И получается, что мы должны подготовить преподавателей нового качества, нового класса, с новыми методиками. Я привел пример только про финансы и ИТ. Но это же касается практически любой области.

Менеджмент сейчас очень волнует принципиальное качественное устранение иерархичности. Потому что высокая иерархия сильно замедляет реакцию бизнеса на изменения. Сегодня внимание обращено на концепцию Agile, которая родилась как раз в сфере информационных технологий уже с десяток лет назад. Имеется даже манифест Agile, который пропагандирует целый ряд принципов, касающихся разработки новых продуктов.

Сейчас в Сбербанке проходит массовое обучение этой методике, что создает большие сложности, потому что банк – это консервативная система, которая должна четко работать, где должны соблюдаться правила, а вообще-то один из переводов слова «Agile» – это гибкость. И как банк будет гибко осуществлять транзакции? Возникает большая управленческая проблема. Как совместить гибкость с соблюдением строгих правил? С соблюдением требований регулятора, притом что банк должен запускать новые продукты, развивать мобильные приложения и так далее.

Для того чтобы совместить гибкость и дисциплину, в банке было принято решение, чтобы часть подразделений работала в жесткой системе, а другая часть занималась инновациями. Понятно, что четко разграничить зоны деятельности невозможно, остается зона пересечения, и тут возникают самые большие трудности. В общем, приходится экспериментировать.

Кстати, современным менеджерам очень полезно знать, что такое когнитивная гибкость. Это навык, востребованность которого, как считают специалисты, в ближайшие годы сильно возрастет. Американский писатель Скотт Фицджеральд произнес фразу, которую сейчас очень часто цитируют, о том, что сила интеллекта человека определяется его способностью держать в сознании две противоречащие друг другу идеи и при этом сохранять способность действовать. Когда я услышал эту цитату от своего друга, американца, блестящего лектора и очень умного человека, я ему сказал: до чего ж это американская мысль. Он удивился и говорит: почему это американская? Я ему ответил: «Вы, американцы, рассматриваете эту способность как героизм. А мы, русские, способны удерживать в сознании одновременно три-четыре противоречащие друг другу идеи и при этом не терять способность действовать». Мой друг призадумался, но потом все же согласился со мной.

В действительности это качество свойственно, конечно, не каждому россиянину. У значительной части населения нашей страны мышление весьма консервативное и жесткое игибкостью не обладает. А она, эта гибкость, нам очень нужна. Мир становится все более противоречивым, и мы должны уметь с этим работать. Надо сказать, что имеется не такмного исследований по поводу развития когнитивной гибкости, почти все исследования, которые я знаю сегодня, касаются детей. На самом же деле умение работать с двумя и более параметрами – это чрезвычайно важный навык, и мне кажется, что чем дальше, тем больше он будет выходить на первый план.

Подобных проблем в менеджменте много, это очень живая область. Пожалуй, здесь, как нигде, нельзя получить навсегда законченное образование. Оно в этой сфере все время будет продолжаться, по моему убеждению, на протяжении всей жизни, потому что, чтобы мы ни изобретали, через 10-15 лет это наверняка устареет.

Кстати

В базовой Теории Поколений поколения сменяют друг друга примерно каждые 20 лет. Однако понятно, что смена поколений не проходит вместе с наступлением 1 января. Люди, которые родились в период перехода, т.е. плюс-минус 3-4 года от даты появления поколений, относятся к так называемому пограничному, или «эхо-поколению».

Года рождения «базовых» поколений: Года рождения пограничных поколений:
GI 1903-1918(19) GI-Молчаливое 1919-1926
Молчаливое 1927-1939 Молчаливое-Беби-бумеры 1940-1946
Беби-бумеры 1947-1959 Беби-бумеры-Х 1960-1967(68)
Х 1968(69)-1980 Х-Y (миллениум) 1981-1987
Y (миллениум) 1988-1999 Y (миллениум)-Z 2000-2005(6)
Z 2007(6)-2019    

Источник: RuGenerations.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №05 (138) 2024г.
Выпуск №05 (138) 2024г. Выпуск №04 (137) 2024г. Выпуск №03 (136) 2024г. Выпуск №02 (135) 2024г. Выпуск №01 (134) 2024г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика