Alibaba и ни одного разбойника::БИТ 10.2014
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
февраль    2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

показать все 

Новости партнеров

22.02.2024

ФОРС разработал модуль лицензирования деятельности футбольных клубов для Российского футбольного союза 

Читать далее 

21.02.2024

ARinteg: за год в 2,5 раза выросло в инфобезе число пилотов отечественных решений

Читать далее 

16.02.2024

Центральный российский форум по информационной безопасности «Инфофорум-2024» завершил свою работу

Читать далее 

15.02.2024

Dr.Web Family Security — новое мобильное приложение от «Доктор Веб» для цифровой безопасности всей семьи

Читать далее 

показать все 

Статьи

05.02.2024

Будут ли востребованы услуги технической поддержки софта Oracle в России в ближайшие годы?  

Читать далее 

31.01.2024

Здания с признаками интеллекта. Как Сергей Провалихин автоматизирует дома и производства

Читать далее 

30.01.2024

Какими технологиями будет жить бизнес в 2024?

Читать далее 

31.12.2023

Ваши решения - 2023

Читать далее 

21.11.2023

Как вы оцениваете развитие инфраструктурного ПО в России?

Читать далее 

22.09.2023

Эпоха российской ориентации на Запад в сфере программного обеспечения завершилась

Читать далее 

22.09.2023

Сладкая жизнь

Читать далее 

22.09.2023

12 бизнес-концепций, которыми должны овладеть ИТ-руководители

Читать далее 

22.09.2023

Проще, чем кажется. Эталонная модель документооборота или краткое руководство по цифровой трансформации

Читать далее 

22.09.2023

Какие hard skills вам нужны?

Читать далее 

показать все 

Alibaba и ни одного разбойника

Главная / Архив номеров / 2014 / Выпуск №10 (43) / Alibaba и ни одного разбойника

Рубрика: Успешный опыт


Алексей ЛагутенковMBA Kingston University UK, ITSM Manager, MCSE+I, MCSE:S:M, MCDBA, MCDST

Alibaba и ни одного разбойника

IPO компаний на мировых биржах происходит регулярно, но всемирным событием это становится редко. Как простому преподавателю иностранного языка удалось стать одним из богатейших людей мира? Это статья о Джеке Ма. Если вы еще не знакомы с ним, то встречайте короля электронной коммерции и электронных финансов из Китая

Али-Баба – сказочный персонаж восточной легенды, методом социального инжиниринга подобравший пароль к хранилищу сокровищ разбойников и ставший за счет этого богатым и счастливым.

Китайскому преподавателю английского языка Джеку Ма не понадобились ни разбойники, ни пещеры, чтобы стать одним из богатейших людей мира. Его проект Alibaba Group контролирует почти весь рынок электронной торговли в Китае. Более 80% заказываемых в Поднебесной товаров покупаются через Alibaba. Проект имеет собственный расчетный механизм, подобно PayPal. Система называется Alipay, и ее годовой оборот составляет почти $150 млрд. Кроме торговой площадки и платежной системы, группа владеет пакетом акций китайской социальной сети Weibo c аудиторией более 150 млн посещений в месяц, множеством торговых сайтов и развивает облачный сервис.

18 cентября 2014 года на Нью-Йоркской фондовой бирже Alibaba Group провела IPO, результаты которого шокировали весь мир и долгое время не сходили с первых полос газет в материковом Китае, Гонконге и Макао. Инвесторы оценили компанию в $167,61 млрд или 44 годовых прибыли. Непосредственно в момент IPO было размещено около 271 млн акций по цене $93,89 за единицу, что принесло компании порядка $25 млрд.

Для сравнения: капитализация (стоимость пакета всех акций) ближайшего конкурента – eBay – оставляет всего $68,09 млрд. Компания Alibaba встала на одну ступень с Amazon – $147,12 млрд и Facebook – $200,41 млрд. Даже в сравнении с супергигантами ИТ-индустрии отличие в капитализации не такое уж большое: Microsoft – $377,06 млрд, Google – $385,6 млрд, Apple – $598,19 млрд на тот же момент времени.

Успех всегда интересен, тем более успех такого масштаба. С чего же началась история новоявленного ИТ-cупергиганта?

…1999 год. В Китае всего около 10 млн пользователей Интернета (для сравнения: в 2014-м их число уже перевалило за 600 млн). Семнадцать друзей Джека Ма собираются у него на квартире и решают создать сайт, который бы позволил бизнесменам всего мира заказывать товары у китайских производителей.

Основная идея – создать сайт, позволяющий покупать не книги или мелкий ширпотреб, как это сделано в большинстве интернет-магазинов, но площадку, на которой можно заказать вообще все, что производится в Китае: от солнечных батарей до специальной строительной техники, от визитных карточек до котлов парового ото-пления.

Момент выбран очень удачно. Доткомовская лихорадка еще не прошла, и на ее волне Goldman Sachs и некоторые другие банки инвестируют в проект около $25 млн. Через пять лет интернет-компания проходит точку окупаемости и начинает приносить прибыль.

Менеджерский и предпринимательский таланты сделали Джека Ма выдающейся фигурой не только в Азии, но и во всем остальном мире. Сегодня ему принадлежат 8,9% акций группы компаний, что оценивается по результатам IPO в $14 млрд

В отличие от многих других бизнесменов, получив деньги, господин Ма не тратит их на яхты, виллы и шикарный образ жизни. Он реинвестирует полученные средства в новый проект. В 2003 году друзья вновь собираются на квартире, где родился проект Alibaba. Но теперь на свет появляется совершенно иной продукт: Taobao.com.

В отличие от предыдущего проекта, ориентированного на сегмент B2B («бизнес для бизнеса»), TaoBao – это интернет-магазин сегмента C2C («потребитель для потребителя») – новая форма торговли, которая заключается в продаже товаров и услуг между потребителями. Тогда никто не предполагал, что TaoBao станет ключевым активом компании.

Если Alibaba запускался при полном отсутствии серьезных конкурентов, то в 2003 году на китайский рынок пришла компания eBay с собственной разработкой, адаптированной под Китай. Сайт EachNet сразу получил практически весь китайский рынок.

Конкурировать с всемирным гигантом интернет-торговли, казалось, не имеет никакого смысла. Но господин Ма не сдался, сделав хитрый шаг. Он отменил комиссии на торговлю в своей системе и предложил бесплатные шаблоны оформления интернет-магазинов. Это сработало. На 2008 год в TaoBao были зарегистрированы 98 млн человек, дневной оборот составлял 600 млн юаней. Компания eBay была вынуждена уйти из Китая.

Интернет-магазин ТаоBao в момент создания не был похож ни на один сайт в мире. Прежде всего он позволял размещать товары бесплатно, получая деньги только за выделение и подъем товарных позиций. Вторая стратегическая особенность заключается в том, что товары, продаваемые на TaoBao, не индексируются ни одной поисковой системой. Найти необходимое можно только с помощью специального поисковика eTao, также принадлежащего Alibaba Group.

Успех проектов Alibaba и TaoBao неожиданно привел к проблеме. Обороты в системе росли, но покупатели и продавцы на электронных площадках в Китае не имели возможности безопасно отправлять и получать деньги. Какая-либо система быстрых взаиморасчетов отсутствовала. PayPal не работал.

Господин Ма решил взять и эту задачу на себя. В 2004 году у Alibaba Group появился собственный платежный сервис AliPay. Сервис использует принципы, аналогичные тем, что реализованы в хорошо известной российским пользователям системе WebMoney. В частности, у китайцев популярна опция «протекция сделки», когда продавец получает деньги только в том случае, если покупатель подтверждает получение товара. Вторая особенность AliPay – отсутствие комиссии за перевод денег.

Монопольное положение сделало платежную систему исключительно популярной. На конец 2013-го общий годовой оборот денежных средств в AliPay составлял около $150 млрд. Господин Ма не был бы выдающимся бизнесменом, если бы не обратил внимания на этот огромный поток денег, проходящий мимо его компании. До июня 2013 года все денежные средства выводились продавцами из системы и размещались на банковских депозитах в китайских банках под 3,5% годовых. Это натолкнуло создателей Alibaba на мысль: почему бы не предложить пользователям оставлять деньги в AliPay под, например, 5% годовых? В результате в 2013-м заработал денежный фонд Yu’e Bao, который меньше, чем за год, привлек более 80 млн инвесторов и более $90 млрд. Как по мановению волшебной палочки Джек Ма стал еще и королем китайских финансовых рынков.

До недавнего времени TaoBao находился в черных списках компаний, злостно нарушающих авторские права ведущих мировых брендов. Китай хорошо известен своими «торговыми марками» Panascanic, Abibas, Soni и многими другими. Проблемы авторских прав в Китае не существует – никакие копирайты других стран не соблюдаются. Это могло стать серьезной помехой для выхода на NYCE (Нью-Йоркскую фондовую биржу).

В целях смягчения претензий со стороны известных брендов в 2008 году запущен проект TMall. Основная его суть в том, что в TMall размещаются исключительно производители брендов, которые в отличие от китайских пользователей оплачивают все: аренду площадки, комиссию за транзакции, стартовый депозит и т.д. В чем же выгода?

Если вдруг где-то в недрах TaoBao всплывает очередная подделка, а производитель оригинальной продукции является пользователем проекта TMall, правообладатель может пожаловаться администрации TaoBao, а та в свою очередь удалит недобросовестного конкурента с площадки за определенное денежное вознаграждение. Таким образом, убиваются сразу несколько зайцев: с одной стороны, это поступление денег – сервисный сбор с обладателя бренда за борьбу с недобросовестным конкурентом, с другой стороны, все-таки соблюдение авторских прав, с третьей, это единственная возможность для иностранных брендов получить доступ на электронный рынок Китая.

***

А как же мы? Что можно сказать о России? Обидно, но весь спектр сайтов электронной коммерции с точно таким же функционалом у нас существует. Это В-to-В и С-to-С, порталы «Молоток» и «Авито», платежные системы «Вебмани» и «Яндекс-Деньги». Однако же масштабы совершенно не те. До империи господина Ма нам пока явно далеко.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №10 (133) 2023г.
Выпуск №10 (133) 2023г. Выпуск №09 (132) 2023г. Выпуск №08 (131) 2023г. Выпуск №7 (130) 2023г. Выпуск №6 (129) 2023г. Выпуск №5 (128) 2023г. Выпуск №4 (127) 2023г. Выпуск №3 (126) 2023г. Выпуск №2 (125) 2023г. Выпуск №1 (124) 2023г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика