Сетевая нейтральность, или В Интернет по межгороду::БИТ 10.2013
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
июль    2022
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

06.07.2022

MERLION IT Summit 2022: новый уровень важного отраслевого события

Читать далее 

05.07.2022

Учиться для жизни: специалисты в Оренбургской области решат задачу для образовательной компании

Читать далее 

04.07.2022

Запущена единая база знаний по работе с кириллическими доменными именами и email адресами

Читать далее 

27.06.2022

Три миллиона за искусственный интеллект: в Москве стартовал всероссийский чемпионат по искусственному интеллекту 

Читать далее 

показать все 

Статьи

29.04.2022

Можно ли продолжать цифровую трансформацию сегодня?

Читать далее 

23.03.2022

Дата-центры – 2022

Читать далее 

04.01.2022

Ваш рейтинг перспективных технологий

Читать далее 

11.12.2021

Что повысит конкурентоспособность?

Читать далее 

02.11.2021

Парадокс инвесторов

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Сетевая нейтральность, или В Интернет по межгороду

Главная / Архив номеров / 2013 / Выпуск №10 (33) / Сетевая нейтральность, или В Интернет по межгороду

Рубрика: Закон есть закон


Ирина Левова; Глеб Шуклинруководитель отдела стратегических разработок РАЭК, координатор Комиссии по правовым вопросам; заместитель руководителя отдела стратегических разработок РАЭК

Сетевая нейтральность,
или В Интернет по межгороду

Интернет создавался на основе ряда базовых принципов, с одной стороны, позволяющих использовать его в различных целях как гибкую отказоустойчивую систему, способную решать задачи, требующие надежного продолжительного функционирования и обработки больших объемов информации, с другой, ставших основой для его повсеместного проникновения в качестве универсальной среды взаимодействия

Среди таких принципов:

  • недискриминация типа обрабатываемого трафика;
  • свободная и открытая архитектура;
  • распределение мощностей;
  • единство комплекта протоколов.

С развитием Интернета развиваются и технологии, позволяющие интернет-провайдерам (операторам связи) дискриминировать контент, приложения, сайты и сервисы в сети Интернет. Что это такое? Это возможность ускорять работу одних ресурсов и замедлять работу других для определенных пользователей или групп пользователей, а также возможность «прослушивать» трафик, используя глубокий анализ пакетных данных (Deep Packet Inspection, DPI).

Долгое время существовало мнение, что операторы не справляются с новыми требованиями по пропускной способности, и, если трафик не регулировать, произойдет коллапс, также известный как exaflood. Сейчас данный аргумент не используется – реальность его опровергла. В настоящее время на международном уровне существует понимание того, что именно возможность дискриминации сервисов в целях взимания с них платы за приоритет трафика лишает операторов стимула развивать пропускную способность сети.

В то же время есть исследования системы «отправляющий платит», действующей в международной телефонной связи, которую Международный союз электросвязи (МСЭ, ITU) пытается распространить на интернет-коммуникации. В случае успеха этой инициативы тарификация интернет-трафика станет дифференцированной: за разговор по скайпу надо будет платить по одним расценкам, за онлайн-игру – по другим, за скачивание торрента – по третьим и так далее. Такой порядок заложен в новом административном регламенте МСЭ, который обсуждался в конце 2012 года на очередной международной конференции и был принят чуть менее чем половиной государств – участников союза, в том числе Российской Федерацией.

В то же время на национальных уровнях также идут дебаты в отношении сетевой нейтральности. Основная война развернулась в США, когда Комиссия по коммуникациям США (FCC) установила правила сетевой нейтральности, которые распространяются в том числе и на беспроводную связь. Компания Verizon в настоящий момент судится с FCC, поскольку, по их мнению, Комиссия превысила свои полномочия – подобные решения должны приниматься законодателями. Бессилие правил уже было проверено на практике, когда телеком-гигант AT&T успешно избежал наказания за блокировку сервиса Facetime сотовыми сетями, так же как и провайдер Comcast, чей собственный сервис Xfinity не учитывается в подсчете трафика для клиента.

Похожая ситуация сложилась в Канаде, где, несмотря на принятие аналогичных правил, не существует какого-либо механизма принуждения компаний к их соблюдению. Спустя почти три года, несмотря на большое количество жалоб со стороны пользователей и такие громкие скандалы, как урезание пропускной способности для World of Warcraft со стороны оператора Rogers или многочисленные свидетельства сокращения трафика файлообменных и медийных сервисов со стороны Bell Canada, никаких санкций в отношении компаний предпринято не было.

Нидерланды стали второй страной мира (после Чили), где нейтральность была принята на законодательном уровне в ответ на попытки местного монополиста KPN дополнительно тарифицировать VoIP и мессенджеры. В том же законе было запрещено использование DPI, за исключением случаев согласия пользователей или судебного предписания.

В Южной Корее операторы объявили открытую войну (и правительство им разрешило) VoIP-сервисам – от полной блокировки до дополнительной тарификации трафика. Главная мишень – приложение KakaoTalk.

В Бразилии сетевая нейтральность входила в пакет законодательных изменений Marco Civil, который, к сожалению, был заблокирован лоббистскими организациями.

В то же время Еврокомиссия, изучив результаты исследования BEREC, всерьез рассматривает введение на территории Евросоюза обязательных правил сетевой нейтральности – половина пользователей испытывают блокировку или замедление работы p2p, VoIP и других сервисов. Еще не дожидаясь решения саммита МСЭ, Европарламент принял две резолюции: о едином цифровом рынке и о стратегии цифровой свободы в зарубежной политике ЕС. В обеих содержится в том числе подтверждение приверженности политики «сетевой нейтральности».

Но что же кроется за столь важным нынче термином? В общем смысле под сетевой нейтральностью (СН) понимается принцип регулирования деятельности провайдеров связи, запрещающий им дискриминацию какого-либо сетевого трафика, за исключением QoS-сервисов (сервисов, предназначенных для улучшения качества работы приложений). Поскольку Интернет становится сегодня основным видом связи, регулирование вопросов в области связи должно коррелировать с устоявшейся международной практикой управления Интернетом и принятия решений в этой сфере.

Модель изучения проблемы

С точки зрения сложившейся международной практики управления Интернетом в отношении данной проблемы необходимо принимать решения исходя из принципов мультистейкхолдеризма – баланса интересов всех заинтересованных сторон. Основными стейкхолдерами в вопросе сетевой нейтральности являются:

  • Государство
  • Бизнес
  • Общество (пользователи)

Рисунок 1. Основные стейкхолдеры в вопросе сетевой нейтральности

Рисунок 1. Основные стейкхолдеры в вопросе сетевой нейтральности

Соответственно между ними развертываются шесть типов отношений-воздействий:

  • Государство – Общество
  • Государство – Бизнес
  • Бизнес – Общество
  • Бизнес – Государство
  • Общество – Бизнес
  • Общество – Государство

Рисунок 2. Шесть типов отношений-воздействий между основными стейкхолдерами в вопросе сетевой нейтральности

Рисунок 2. Шесть типов отношений-воздействий между основными стейкхолдерами в вопросе сетевой нейтральности

Каждый тип отношений позволяет изучать вопрос с трех разных аспектов.

  • Рыночный аспект: отношения между потребителями и поставщиками услуг. С точки зрения поставщиков СН – инструмент конкурентного преимущества. С точки зрения потребителей СН – гарантия получения сервиса заявленного качества.
  • Идеологический (политический) аспект: отношения между властью и избирателями. С точки зрения граждан СН обеспечивает право человека на доступ к информации и недискриминационное отношение. С точки зрения власти СН – право человека, за исключением вопросов национальной безопасности и противоправной деятельности.
  • Антимонопольный (регуляторный) аспект: отношения между бизнесом и государством. Компании в зависимости от того, оператор ли это связи или контент-провайдер, лоббируют соответственно отказ от СН либо его законодательное закрепление. Поскольку телеком-рынок в большинстве случаев сильно монополизирован, государство воздействует на бизнес с точки зрения антимонопольного законодательства и принципов свободной конкуренции, как того требует идеологический аспект.

Из этой модели можно сделать следующие выводы, призванные сбалансировать ситуацию вокруг вопроса имплементации (или отказа от) сетевой нейтральности в долгосрочной перспективе:

  • Необходимо закрепление принципа сетевой нейтральности в (национальном) антимонопольном законодательстве как базиса свободной конкуренции в сфере контент-услуг и обеспечения прав потребителя на недискриминационное обслуживание.
  • Наряду с этим не должен существовать запрет на применение технологий, позволяющих приоритезировать трафик, исключительно в целях повышения качества и разнообразия услуг и оптимизации тарифных планов.

Позиция России в этом вопросе на международных площадках пока представлена неясно, однако уже в ближайшем будущем следует ожидать информационных поводов по теме как со стороны государства, так и со стороны международного сообщества.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №04 (117) 2022г.
Выпуск №04 (117) 2022г. Выпуск №03 (116) 2022г. Выпуск №01 (114) 2022г. Выпуск №02 (115) 2022г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика