Календарь мероприятий
декабрь 2024
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | |
показать все
Новости партнеров
Рынку индустриального ПО нужна стратегия развития Итоги III Конференции по матмоделированию
Читать далее
Avanpost FAM/MFA+ стали еще безопаснее: вышла обновленная версия системы аутентификации
Читать далее
M1Cloud: Итоги 2024 года на российском облачном рынке
Читать далее
Действия сотрудников назвали главной причиной утечек информации
Читать далее
САТЕЛ представляет систему записи разговоров СИЗАР
Читать далее
показать все
Статьи
Что следует учитывать ИТ-директорам, прежде чем претендовать на должность генерального директора?
Читать далее
Сетевая инфраструктура, сетевые технологии: что лучше – самостоятельная поддержка или внешнее обслуживание?
Читать далее
Тандем технологий – драйвер инноваций.
Читать далее
ИИ: маршрут не построен, но уже проектируется
Читать далее
Глеб Шкрябин: «Надежные и масштабируемые системы — основа стабильной работы бизнеса в условиях больших нагрузок»
Читать далее
Елена Ситдикова: «На разработчиках программного обеспечения для транспорта лежит большая ответственность перед пассажирами»
Читать далее
Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности
Читать далее
5 способов повысить безопасность электронной подписи
Читать далее
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее
Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности
Читать далее
показать все
|
Полетят ли КИС в облака?
Главная /
Архив номеров / 2012 / Выпуск №2 (15) / Полетят ли КИС в облака?
Рубрика:
Облачные технологии
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Сергей Горшков, технический директор компании index.art. Руководитель более чем ста проектов по автоматизации предприятий. Автор книги «Построение информационных систем на платформе index.CRM»
Полетят ли КИС в облака?
В пользе облаков для частных пользователей уже мало кто сомневается, а вот стоит ли переносить в них корпоративные информационные системы – вопрос гораздо более дискуссионный
Облачные технологии настолько активно пропагандируются в последнее время, что у ИТ-специалистов наверняка сложилось мнение, будто облака и, в частности, SaaS – аренда программного обеспечения – это само по себе полезно и правильно.
Основным препятствием для перехода к практическому использованию облачного корпоративного ПО считается инерционность мышления высшего руководства компаний – многим руководителям сложно так быстро проникнуться преимуществами новейших технологий.
Но только ли в этом проблема? Какие преимущества и недостатки имеет перенос корпоративных информационных систем в облака?
Прежде всего определимся с терминологией.
- SaaS – способ предоставления программного обеспечения, ключевыми особенностями которого являются: оплата права использования продукта на определенное время (аренда), его размещение в дата-центре (и доступ через Интернет), предоставление услуг хостинга и технической поддержки в одном пакете с правом использования продукта.
- Корпоративные информационные системы – это продукты, автоматизирующие те или иные бизнес-процессы организации. Они могут относиться к классам CRM, ERP, СЭД или представлять собой уникальные разработки, учитывающие особенности бизнес-процессов компании. Если офисные приложения, например текстовые редакторы или электронные таблицы, довольно легко перенести на облачную платформу (как показывает опыт сервиса Google Docs), то в случае корпоративной информационной системы не все так однозначно.
А почему бы и нет?
Представим себе директора, который рассматривает возможность использования облачной CRM. Он начинает размышлять: «Что делать, если отключат Интернет?» Как это ни печально – ничего: работа отдела продаж практически остановится. «Кто ответит, если произойдет утечка данных о клиентах, ведь таких случаев немало?» Если злоумышленники не будут найдены, то никто. А уж если что-то произойдет с компанией-поставщиком услуги… Об этом и подумать страшно. Преимущества облака на этом фоне будут выглядеть не столь солидно: можно надеяться на снижение затрат на внедрение и поддержку, перераспределение во времени вложений в лицензии и быстроту развертывания продукта.
Не менее важные возражения при выборе облачной CRM связаны со спецификой программной системы. Для многих компаний процесс обслуживания клиентов – основное конкурентное преимущество. Если фирма существует на рынке, где сами товары или услуги более или менее стандартны, поддерживать лояльность клиентов можно только за счет такой организации бизнес-процессов, которая будет выгодно отличать компанию от ее конкурентов. Главную роль в достижении этой цели будет играть CRM, которая должна поддерживать заведомо не стандартные бизнес-процессы, а в идеале еще и служить инструментом коммуникации с клиентом. Понятно, что типовой продукт таких задач не решит: не могут же у всех компаний быть одинаковые преимущества. А по модели SaaS по определению поставляются только типовые решения…
Даже если предположить, что поставщик ПО разрешит настройку или доработку арендованной CRM, какой в этом будет смысл? Все равно что делать капитальный ремонт в арендованной квартире. Если же рассматривать ERP или отраслевые системы, то наличие возможности доработки продукта однозначно становится обязательным требованием.
CRM – полет нормальный!
Выходит, что перенос корпоративных информационных систем в облака невозможен? К счастью, это не так. На Западе давно и успешно существуют облачные CRM-решения, такие как SalesLogix или SugarCRM. В чем секрет их успеха, каким образом они преодолевают перечисленные проблемы?
В первую очередь благодаря гибкой политике поставщиков ПО, предлагающих разные решения для различных категорий клиентов. Для малых предприятий с типовыми бизнес-процессами (кстати, на Западе их намного больше, чем в России) подойдут «чистые» SaaS-решения. Ведь лояльность клиентов автосалона, небольшой юридической компании, салона красоты зависит не столько от качества или скорости обслуживания, сколько от того, что кому-то они просто географически ближе.
На другом полюсе окажутся крупные (а значит, глобальные, по охвату рынка) корпорации, для которых типовые решения заведомо неприемлемы, ведь они существуют в условиях жесточайшей конкуренции с себе подобными. Их ресурсы позволяют быстро достигнуть уровня конкурентов в любой сфере, будь то улучшения продуктов, логистики или сервиса. Поэтому конкурентные преимущества в сфере работы с клиентами, формирования и поддержки лояльности имеют для таких компаний первостепенное значение. Развивать эти преимущества можно только с помощью собственной – во всех смыслах – CRM-системы. Для таких клиентов у производителей успешных SaaS-продуктов есть предложения другого характера.
Разумеется, такая система будет дорабатываться, и интеллектуальные права на результаты работ будут принадлежать заказчику – ни одна серьезная компания не согласится на то, чтобы плодами ее усилий воспользовались конкуренты. Так что вендор будет оказывать услуги по индивидуальной доработке системы – если, конечно, ему интересны крупные клиенты. На первый план среди аргументов перехода в облака для таких клиентов выходит обеспечение надежной поддержки и хостинга приложения – с соответствующим уровнем ответственности по SLA (Service Layer Agreement – документ, устанавливающий требования к качеству услуги и ответственность поставщика за соблюдение заданных параметров). Термин SaaS в данном случае несколько размывается, от него остаются только частные аспекты: хостинг системы, способ оплаты лицензий (об этом поставщик и заказчик скорее всего договорятся индивидуально, как, впрочем, случается и при поставке обычных информационных систем).
Между этими крайними случаями лежит множество промежуточных вариаций, которые и будут интересны огромному большинству предприятий. Компромиссные версии SaaS, предусматривающие синтез облачной идеологии и традиционного подхода к КИС, предлагают как лидеры мировой индустрии, так и российские вендоры.
Клиент и вендор: договоримся!
С точки зрения руководителя малого или среднего российского предприятия информационная система, предоставляемая по модели SaaS, должна отвечать следующим требованиям:
- возможность в любой момент выкупить систему в собственность и перенести ее на собственные серверы компании – вместе с данными;
- наличие функции регулярного экспорта всех данных в формате, допускающем возможность хотя бы частичного их использования (например, в виде электронных таблиц), как страховка для экстренных случаев;
- возможности индивидуальной настройки, а лучше адаптации (доработки) системы по требованиям заказчика;
- размещение в надежном дата-центре с реальной (а не фиктивной, как это часто случается!) ответственностью за выполнение SLA и обеспечение безопасности.
Опираясь на четырехлетний опыт продвижения SaaS-продуктов на рынке CRM, мы можем утверждать, что российские компании выбирают облачный вариант приложения в тех случаях, когда выполняется одно из условий:
- требуется быстро преодолеть серьезные проблемы в работе отдела продаж;
- бизнес-процесс только формируется, еще не устоялся, собственный стиль в работе с клиентами еще не выработан;
- компания рассматривает выбранное CRM-решение как промежуточную ступеньку на пути к более серьезной системе;
- CRM-система необходима, но выделить на нее сколько-нибудь значимые средства в данный момент невозможно.
Какой бы ни была причина выбора облачной CRM, практика показывает, что, если компания работает на ней длительное время – хотя бы полгода, затем система обычно выкупается в собственность. Это дает компании возможность владеть результатами выполняемых работ по настройке системы и обладать гарантиями сохранности и доступности своих данных. Вопрос о том, где при этом будет размещена система, носит второстепенный характер – само по себе размещение ПО на хостинге еще не делает его облачным.
Мы считаем, что у корпоративных информационных систем, предоставляемых по модели SaaS, большое будущее. Наступит оно тогда, когда вендоры вместо слепого следования канонам «модной» технологии обратят внимание на реальные потребности рынка, а предприниматели будут готовы использовать облачные решения не только в перечисленных выше частных случаях. Это произойдет естественным образом в процессе усложнения структуры нашей экономики, возрастания конкуренции в ее наиболее интеллектуально насыщенных отраслях.
Тогда проблемы снижения временных и финансовых затрат на корпоративное ПО наряду с необходимостью обеспечивать значимые конкурентные преимущества бизнеса станут для руководителей предприятий серьезным аргументом в пользу перехода в облака. В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Комментарии отсутствуют
Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи
|
Вакансии на сайте Jooble
|