Календарь мероприятий
октябрь 2024
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | |
показать все
Новости партнеров
Осенний документооборот – 2024
Читать далее
Взгляд в будущее: итоги пресс-конференции РУССОФТ
Читать далее
Николай Нашивочников, «Газинформсервис»: в нефтегазовом секторе изменился ландшафт угроз
Читать далее
В Москве обсудят применение искусственного интеллекта в строительстве
Читать далее
«ГенИИ» расскажут о кейсах и вызовах ИИ в производстве
Читать далее
показать все
Статьи
Технологический ИИ-арсенал
Читать далее
Чем страшен ИИ, и с чем его едят
Читать далее
Готов ли рынок АСУ ТП к переменам?
Читать далее
Отрыв длиной в год. Российские ИИ-решения незначительно уступают иностранным аналогам
Читать далее
Лейсан Чистая: «КулибИТ для каждого из нас это больше, чем просто проект – это наша миссия»
Читать далее
Взгляд в перспективу: что будет двигать отрасль информационной безопасности
Читать далее
5 способов повысить безопасность электронной подписи
Читать далее
Как искусственный интеллект изменит экономику
Читать далее
Неочевидный САПР: выход ПО за рамки конструкторской деятельности
Читать далее
Скоро некому будет делать сайты и заниматься версткой
Читать далее
показать все
|
Алексей Гонус: «ИТ-сервис для корпоративных клиентов должен быть надежен и прост в работе»
Главная / Интервью / Алексей Гонус: «ИТ-сервис для корпоративных клиентов должен быть надежен и прост в работе»
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Алексей Гонус: «ИТ-сервис для корпоративных клиентов должен быть надежен и прост в работе»
О том, как отразится текущая экономическая ситуация на работе с бизнесом и какой ИТ-сервис нужен корпоративным клиентам, рассказал «БИТу» заместитель председателя правления банка УРАЛСИБ Алексей Гонус
|
Алексей Гонус, заместитель председателя правления банка УРАЛСИБ |
Алексей, как могут сказаться на корпоративном направлении вашего банка введенные санкции со стороны ЕС и США в финансовом секторе?
Пока сложно прогнозировать, насколько сильно скажутся вводимые санкции именно на нашем корпоративном сегменте, но очевидно, что рынок в целом ощутит определенные последствия. Мы проводим собственный анализ, поэтому я с определенной долей уверенности могу судить об основных возникающих тенденциях. Так, могут пострадать компании-импортеры, особенно те из них, которые специализируются только на импорте продовольствия. Курс валюты уже растет, курс рубля падает, соответственно продажи большинства оптово-розничных компаний будут снижаться. Например, у автодилеров падение бизнеса на сегодня составляет около 10%, и в течение года падение этого рынка может составить порядка 15%.
С февраля по апрель этого года в банках наблюдался отток по вкладам, составивший около триллиона рублей по всей банковской системе. Однако при этом был заметен рост выручки в рознице: люди скупали недвижимость, покупали машины и другие товары либо перекладывали сбережения в банковские ячейки. Анализируя состояние дел наших клиентов – оптовых компаний, автодилеров, ритейлеров, сетей услуг, – можем сказать, что рост бизнеса в целом к концу года скорее всего замедлится.
Как бы вы охарактеризовали положение дел у клиентов из различных сегментов вашего корпоративного портфеля?
Важно отметить, что клиентская база корпоративных клиентов у нас сегментирована не совсем так, как в типичном банке. Большую долю занимают строительные компании и девелоперы, жилищное строительство и девелопмент – офисные, торговые центры. Это два разных подсегмента, каждый из которых занимает приблизительно по 10% от портфеля. Мы считаем, что эти рынки более предсказуемы и меньше подвержены рискам. Кроме того, кредитование в этих сегментах всегда происходит под реально существующие залоги.
Конечно, имеются ограничения по отраслевым рискам, которые мы соблюдаем, но на жилищный сегмент смотрим оптимистично: все наши клиенты-компании по сравнению с прошлым годом демонстрируют рост продаж. Кроме того, мы предлагаем программы по кредитованию компаний, которые заняты в сфере строительства и продажи жилья и которые показывают неплохие результаты в Москве, Подмосковье, Северо-Западе, Сибири, Краснодарском крае. Хочу отметить эффективность наших ипотечных программ в розничном направлении, часть которых часто пересекается с корпоративным направлением.
Еще один довольно крупный сегмент клиентов в портфеле банка – около 10% – это инфраструктурные подрядчики. И хотя там нет высокого роста, тем не менее кредитование этой категории клиентов продолжается.
Порядка 20% корпоративного портфеля у нас составляют клиенты-компании, связанные с добычей полезных ископаемых, с производством металла, а также нефтеперерабатывающие заводы и сети автозаправок.
Тут важно отметить, что осенью 2013 года мы сознательно сократили наш портфель корпоративных клиентов почти на 25% в связи с тем, что был введен Базель III и требования к капиталу изменились. В результате мы оставили у себя клиентов, надежность которых не вызывала у нас сомнений. Также была сокращена часть корпоративной сети, уменьшен на две трети сегмент автодилеров. Сейчас доля наших клиентов, занятых в сфере торговли, составляет треть портфеля. Кроме того, мы сместили акцент с крупных компаний на региональные. Поясню почему.
В отличие от региональной ритейловой или оптовой компании федеральная компания, как правило, имеет в балансе небольшую долю собственного капитала. Обычно такие быстро растущие на кредитные деньги компании не держат на балансе имущество в собственности, предпочитая работать на арендованных площадях, поэтому риски по таким компаниям очень высоки. А региональные сети большую часть занимаемых площадей выкупают и используют их как залог, доля собственного капитала у них выше.
Возвращаясь к вопросу о последствиях санкций для различных категорий клиентов, скажу, что те ритейлеры, которые занимались продажей одежды и были нацелены на низкий и средний покупательский сегмент, вряд ли будут что-то серьезно менять в своем бизнесе. Так же как и продуктовый ритейл, нацеленный не на высокий сегмент.
Импортозависимый бизнес тоже очень разный. Есть целый ряд дружественных нам стран, с которыми и поставка продуктов, и логистические цепочки уже налажены и сотрудничество продолжается.
Среди наших клиентов есть оптовики – импортеры мяса, у которых процесс переориентации с европейской и американской продукции на российскую, латино-американскую и китайскую идет уже несколько лет. Почему? Девальвация рубля происходила всегда параллельно с девальвацией валют развивающихся стран, например, одновременно с песо. Поэтому, как только курс начинал меняться, оптовики переходили на других поставщиков. Так, доля поставок из Аргентины и Бразилии, которые всегда традиционно поставляли нам мясо, постоянно росла. Также росло собственное производство по некоторым видам мяса.
Что будет происходить с торговыми компаниями в целом? Скорее всего им придется переориентироваться на других поставщиков. Те, кто работал медленно, с большим «плечом» и высокими затратами, обанкротятся, освободив рынок для более эффективных компаний.
Какие вопросы сейчас чаще всего вам задают ваши корпоративные клиенты? Что их волнует больше всего?
В основном обращаются за прогнозом на ближайшую перспективу. Конечно, всех волнует вопрос курса валют.
Актуален вопрос о возможности блокировки банковских карт – очевидно, что назрела необходимость создания собственной платежной системы.
Интересует клиентов и вопрос валютных платежей. Здесь есть сложности со сделками, с неподтвержденными аккредитивами. Западные банки начали ограничивать нам инструментарий. Пока это не драматично, но, возможно, в скором времени нам придется переходить на расчеты с Юго-Восточной Азией, со странами БРИКС.
Банк Москвы, вошедший в санкционный список правительства США, принял решение выпустить каждому сотруднику в рамках зарплатного проекта по карте российской системы ПРО100 – дополнительно к уже выпущенным картам международных платежных систем. Предполагается, что эта мера снизит риски для держателей карт международных систем. Пойдет ли ваш банк по этому пути?
Да, действительно, нас спрашивали о возможности выпуска подобных зарплатных карт. Технологическая база для выпуска карт ПРО100 у нас есть, но, как нам кажется, сейчас гораздо важнее завершить создание собственной российской платежной системы.
Ваша рекомендация руководителям компаний-клиентов: какие меры им необходимо принять в первую очередь в связи со сложившейся ситуацией? Чего необходимо избегать?
Одна из главных рекомендаций – качественная работа с рисками. Необходимо накапливать прибыль и заботиться о собственном капитале. Также очень важно не работать с большим «плечом» и следить за затратами.
Достаточно ли совершенна ИТ-инфраструктура, поддерживающая работу в корпоративном сегменте вашего банка? Планируются ли в ней серьезные изменения?
Возможно, вы удивитесь, но корпоративные клиенты не ждут от банка какого-то особого ИТ-сервиса: он должен быть надежен и прост в работе. Если говорить об ИТ-инфраструктуре банка в целом, то сейчас мы больше ориентируемся на российских поставщиков. Для корпоративного блока, помимо операционного дня, необходимы CRM, система Workflow и хранилище электронных досье. Через три месяца эти системы, написанные с использованием Open Source, будут введены в эксплуатацию. Я убежден, что переход на free soft может сильно уменьшить затраты на ИТ в банке.
Усовершенствуются система Банк-Клиент, в которую планируется внедрение дополнительной электронной подписи подтверждения платежей от холдинговой компании на платежных документах, кэш-пулинг – когда система Банк-Клиент устанавливается на группу клиентов, что ведет к централизованному управлению счетами группы. Эти виды услуг будут востребованы и в регионах. В целом повышение автоматизации приведет к понижению затрат банка, так как стоимость транзакции снизится.
На какие важные моменты в работе с банком вы рекомендуете обратить внимание руководителя предприятия?
Обязательно нужно внимательно следить за тем, кто и как подписывает платежи, и обращать особое внимание на защитные средства, которые при этом используются. В последнее время нередки случаи компрометации ключей, каналов – проблема, которой еще пять – семь лет назад не было. В нашем банке установлена специальная система, которая позволяет отследить нестандартные платежи от клиента – например, клиент занимался рыбой, а начинает платить за гвозди. Если такой случай определяется, банк сразу сигнализирует об этом руководителю.
Беседовала Агунда Алборова
В начало⇑
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Вакансии на сайте Jooble
|