Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?
Календарь мероприятий
октябрь    2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

18.10.2017

SMART INDUSTRY&CITY

Читать далее 

17.10.2017

«Доктор Веб» исследовал бэкдор, написанный на Python

Читать далее 

17.10.2017

Туристические маршруты с дополненной реальностью, Барберферма, Дорогой будильник - какие проекты предлагают сделать на HackDay пензенские программисты?

Читать далее 

17.10.2017

48 часов на ИТ-проект: четвертый HackDay в Пензе

Читать далее 

17.10.2017

Ростех создаёт в Сколково партнерский центр

Читать далее 

17.10.2017

LUI - новое средство коллективной разработки интерфейсов прикладных систем

Читать далее 

17.10.2017

Как подготовить IT-системы госсектора и бизнеса к интеграции в «цифровую экономику»? Обсудим на конференции ЭОС «Осенний документооборот – 2017»

Читать далее 

показать все 

Статьи

19.10.2017

Опрос. Инновации – условие выживания

Читать далее 

19.10.2017

Опрос. Технологии для лидеров

Читать далее 

19.10.2017

Мобильная зрелость крупнейших российских компаний. Денег много, толку мало

Читать далее 

19.10.2017

Взять все, не отдав ничего

Читать далее 

17.09.2017

Победить нельзя договориться

Читать далее 

21.04.2017

Язык цифр или внутренний голос?

Читать далее 

16.04.2017

Планы – ничто, планирование – все. Только 22% компаний довольны своими инструментами для бизнес-планирования

Читать далее 

16.04.2017

Цифровизация экономики

Читать далее 

23.03.2017

Сервисная компания – фея или Золушка?

Читать далее 

17.02.2017

Информационные технологии-2017

Читать далее 

показать все 

Карен Казарян: «Смартфон становится главным для выхода в интернет»

Главная / Интервью / Карен Казарян: «Смартфон становится главным для выхода в интернет»


Карен Казарян:
«Смартфон становится главным для выхода в интернет»

Идея проведения исследования «Мобильная экономика» возникла в Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в декабре 2016 года. Его задача – анализ влияния мобильных технологий на экономику РФ, а также изучение мировых тенденций в этой сфере. Исследование концентрирует внимание на вкладе мобильной экономики в развитие экономики и бизнеса как в онлайн, так и в офлайн-сферах, на преимуществах, которые получают потребители с развитием цифровых технологий, на перспективах и возможностях развития цифровой экономики в России

Некоторыми деталями подготовительной работы, предшествующей исследованию, с «БИТом» поделился главный аналитик РАЭК Карен Казарян

Карен Казарян

– Эксперты РАЭК уже несколько месяцев работают над масштабным исследованием «Мобильная экономика». Почему именно она потребовала специального изучения?

– Дело в том, что мобильные технологии не только изменили, например, способы потребления контента – многие люди сегодня предпочитают узнавать информацию с помощью мобильных устройствах, – но и благодаря их развитию уже появляются новые сегменты рынков. Мобильные технологии – это и телекоммуникации, и интернет вещей, и финансовые рынки, и рынок программного и аппаратного обеспечения.

Мы считаем, что развитие мобильной экономики может быть одним из важнейших факторов роста для экономики России. Например, по нашим оценкам, вклад мобильной экономики в ВВП России в 2016 году составил 3,7%. Он существенно увеличится, если сохранится благоприятное государственное регулирование и пусть даже относительно скромный экономический рост.

В этих условиях мобильная экономика будет продолжать расти и влиять на экономику России как таковую. К 2021 году, по прогнозам, более 7,5% экономического роста придется на мобильную экономику. Данный показатель даже больше, чем у сельского хозяйства, которое тоже растет. И это хорошее подспорье для экономики страны.

Но, к сожалению, должен сказать, что никакие из наших оптимистичных прогнозов не сбудутся при вступлении в силу «закона Яровой».

– Можно ли скорректировать «закон Яровой»?

– Последние полгода мы пытались это сделать. Однако очевидно, что, сохраняя идеологию закона, придется пойти на совершенно неподъемные расходы на его исполнение. Мое мнение – закон в его нынешнем виде нельзя скорректировать, его надо отменять и принимать новый.

– Насколько сегодня наша экономика, бизнес, общество готовы к развитию мобильной экономики?

– Мне кажется, что условная готовность есть. Хотя и с небольшим опозданием, но мы видим в России абсолютно те же тенденции, которые развиваются в странах Юго-Восточной Азии. Смартфон становится главным для выхода в интернет.

К 2021 году, по прогнозам, более 7,5% экономического роста придется на мобильную экономику

Кроме того, в нем есть очень много сервисов, которых просто нет в интернете. Для меня большим открытием в этом году стал тот факт, что мобильным банкингом пользуется гораздо больше людей, чем покупает товар в интернете. Потребители все чаще понимают удобство мобильного банкинга и предпочитают его при проведении расчетов.

Что касается рисков мобильного банкинга, то, на мой взгляд, безопасность мобильных платежей выше, чем у обычных средств, по крайней мере их нельзя, например, скопировать.

– Какие отрасли, с вашей точки зрения, наиболее готовы к мобильной экономике?

– Это, безусловно, торговля. Мы уже сейчас видим, что около четверти заказов делается с мобильных устройств. Это маркетинг и реклама, которые были готовы к переменам еще два года назад.

Это и сельское хозяйства. Например, сейчас разрабатывается государственный проект «дорожной карты» внедрения технологий интернета вещей в агропромышленный комплекс страны. Это очень интересное направление и очень правильное, на мой взгляд, для России.

– А в медицине?

– И в медицине мобильные технологии тоже демонстрируют бурный рост. Благодаря этому можно получить доступ к огромным территориям и регионам, открываются большие возможности не только для дистанционных врачебных консультаций пациентов, но и для повышения квалификации самих медиков. Развитие телемедицины позволяет оперативно проводить, например, прием и осмотр пациента, что значительно упрощает работу медицинского персонала.

– Не станут ли помехой для развития мобильной экономики проблемы с доступом к интернету, которые есть во многих регионах?

– Безусловно, да. Сложная ситуация с доступностью спектра ограничивает доступность услуг. И быстро эту проблему вряд ли можно разрешить. У нас только-только появилось такое понятие, как технологическая нейтральность использования радиочастот, когда компании могут использовать спектр, когда им необходимо.

Еще одна причина, тормозящая развитие, – это нехватка кадров для работы с мобильными сервисами. Но проблему с кадрами испытывает, к сожалению, вся технологическая индустрия. И у меня, к сожалению, нет ответов, как ее решать, не перестраивая всю систему высшего образования.

– Какие специальности будут нужны для мобильной экономики?

– Сейчас сложно определить все будущие специальности, но можно говорить о неких наборах необходимых компетенций. Понятно, что потребуются одновременно знания и инженерной части, и низкоуровневого программирования, и высокоуровневого тоже. И понимания экономики тех отраслей, в которых будут работать ИТ-специалисты будущего.

Чем дальше, тем больше требований предъявляется к ИТ-специалисту, вырастить его за шесть лет учебы в вузе становится все сложнее. Поэтому в студенческие годы нужно закладывать лишь какие-то базовые основы знаний, понимая, что специалист будет непрерывно учиться следующие 20 лет – без этого никак не получится.

Должен сказать, что никакие из наших оптимистичных прогнозов не сбудутся при вступлении в силу «закона Яровой»

Если говорить о развитии технологических составляющих, то, безусловно, потребуются собственные проектировщики и дизайнеры. Путь разработки дизайна, на мой взгляд, очень перспективен. У нас же пока получается наоборот. Мы лицензируем дизайны, но это путь тупиковый, и из этого мы ничего не получим.

– Есть ли в России сегодня компании, которые уже работают в мобильной экономике?

– У нас таких компаний много, причем в совершенно разных сегментах. Например, Тинькофф банк – это стопроцентная компания мобильной экономики. Или в Яндексе – Яндекс.Такси, это тоже компания мобильная. Недавно мы общались с сотрудниками компании Ozon. Они создали свое мобильное приложение лет десять назад, однако использовали его скорее для своих внутренних целей. Но когда в прошлом году половина их заказов начала приходить с помощью мобильных устройств, стало понятно, что Ozon становится мобильной организацией. Я думаю, что таких компаний будет все больше и больше в России.

– Да, хотя, как мы говорили, темпы цифровой трансформации в нашей стране пока отстают от мировых показателей. А когда вы поняли, что мобильная экономика становится еще одной отраслью российской экономики в целом?

– В 2010 году мы впервые задумались о том, что неплохо было бы посчитать интернет-экономику как таковую, и все ее составляющие. И, в общем-то, так и делали несколько лет. Но в конце прошлого года поняли, что нам все сложнее и сложнее отделять интернет от других технологических рынков. Что наши эксперты часто не понимают, не могут провести границу, где заканчивается одна область исследований, где начинается другая.

То же самое стало происходить с мобильными технологиями. Нам показалось странным рассматривать наши рынки без учета, например, деятельности мобильных банков или мобильных операторов без развития интернета вещей.

Мы поняли, что мобильная экономика – сущность, которая больше, чем мобильный интернет. Вот что главное. Тогда мы стали собирать необходимую информацию. Нас поддержали игроки рынка. У нас появились партнеры в виде консалтинговой компании OC&C. Мы провели более 50 интервью с экспертами различных отраслей. И тогда у нас появились первые результаты.

В ближайшие месяцы мы будем подводить некую теоретическую основу, определять, что, собственно говоря, является мобильной экономикой, как взаимодействуют ее части. Опишем наши традиционные рынки и какие у них есть взаимосвязи с их мобильной составляющей. Нужно изучить, насколько трансформируется интернет-экономика.

Для выявления размеров мобильной экономики требуется очень многое. Это:

  • оценка и прогнозирование прибыли, создаваемой каждым экономическим слоем и элементом;
  • оценка количества рабочих мест, создаваемых мобильной экономикой;
  • квантификация непрямого влияния мобильного интернета на экономику (например, развитие бизнеса МСП, оптимизация затрат и т.п.);
  • опрос и сбор мнений потребителей в целях вычисления воспринимаемой ценности мобильного интернета и приложений.

При этом требуется оценить косвенный вклад мобильного сектора в экономику (доходы компаний – поставщиков продуктов и сервисов, увеличение продаж/усовершенствования операционной деятельности граждан, предприятий и МСП благодаря использованию мобильных технологий и/или доступности приложений) или – в терминологии предыдущих наших исследований – выявить зависимые рынки, которые должны играть ключевую роль в экономике государства.

Мы предполагаем, что в России есть возможности для создания благоприятной среды развития. Важной частью нашего исследования является выявление потенциальных сфер для развития и рекомендации по вопросам экономической политики, определение болевых точек мобильной экономики; сопоставительный анализ с лучшими мировыми практиками для облегчения/устранения болевых точек со стороны политики госрегулирования.

– А в результате мы увидим всю картину развития мобильной экономики в России?

– Это будет подробный обзор мобильной среды России: анализ макроэкономический индикаторов и их влияния на мобильную экономику; обзор ключевых показателей мобильного интернета; выделение пробелов в условиях мобильной среды и количественная оценка потенциала роста.

Мы постараемся наиболее полно отразить мобильную экосистему – определение слоев, элементов и основных игроков мобильной экономики (инфраструктура, производители устройств, сетевые операторы/провай-деры, разработка ПО/приложений).

Надеюсь, что мы подведем итоги в середине лета. И представим публике исследование, в котором будет отражено структурное выделение мобильной экосистемы в составе мобильной экономики России, определение ее главных элементов, их значения и трендов развития, а также определение степени их влияния на экономику страны, что позволит нам заложить основу для более глубокого изучения процессов цифровой трансформации экономики России.

В начало⇑

Выпуск №08 (71) 2017г.
Выпуск №08 (71) 2017г. Выпуск №07 (70) 2017г. Выпуск №06 (69) 2017г. Выпуск №05 (68) 2017г. Выпуск №04 (67) 2017г. Выпуск №03 (66) 2017г. Выпуск №02 (65) 2017г. Выпуск №01 (64) 2017г.

Телеканал «Про Бизнес», программы «Технологии в ритейле»

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика