Средства автоматизации проектной деятельности::БИТ 09.2014
 
                 
Поиск по сайту
 bit.samag.ru     Web
Рассылка Subscribe.ru
подписаться письмом
Вход в систему
 Запомнить меня
Регистрация
Забыли пароль?

Календарь мероприятий
октябрь    2020
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

показать все 

Новости партнеров

29.10.2020

«Актив» представляет решения для мобильной электронной подписи: смарт-карты Рутокен ЭЦП 3.0 NFC

Читать далее 

29.10.2020

VII конференция OS DAY.Online «Встроенные операционные системы»

Читать далее 

29.10.2020

НОРБИТ внедрил цифровую экосистему Центра опережающей профессиональной подготовки Забайкальского края

Читать далее 

28.10.2020

ПРЕМИЯ РУНЕТА 2020: новая концепция Народного голосования и старт подачи заявок

Читать далее 

показать все 

Статьи

11.10.2020

Soft skills или hard skills?

Читать далее 

10.09.2020

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Читать далее 

12.08.2020

Господдержка ИТ-отрасли

Читать далее 

11.08.2020

Интернет-маркетинг: второе дыхание

Читать далее 

15.05.2020

Жить под водой, мечтая о солнце

Читать далее 

13.02.2020

Чат-бот CallShark не требует зарплаты, а работает круглосуточно

Читать далее 

24.12.2019

До встречи в «Пьяном Сомелье»!

Читать далее 

21.12.2019

Искусство как награда Как изготавливали статуэтки для премии IT Stars им. Георгия Генса в сфере инноваций

Читать далее 

04.12.2019

ЛАНИТ учредил премию IT Stars памяти основателя компании Георгия Генса

Читать далее 

04.06.2019

Маркетолог: привлекать, продавать, продвигать?

Читать далее 

показать все 

Средства автоматизации проектной деятельности

Главная / Архив номеров / 2014 / Выпуск №9 (42) / Средства автоматизации проектной деятельности

Рубрика: Тема номера /  Управление документооборотом


Андрей Бирюковсистемный архитектор, ЗАО «НИП Информзащита»

Средства автоматизации проектной деятельности

Без них немыслима современная система управления проектами. Какие решения сегодня востребованы?

Автоматизация проектных работ очень востребована в последние годы. Решение задач по управлению сложными проектами немыслимо без использования программных средств автоматизации. Каковы главные характеристики современных программных решений по автоматизации проектных работ, и какие из них являются наиболее востребованными?

Система автоматизации проектных работ (САПР)

При обсуждении программного обеспечения для проектирования традиционно вспоминают про САПР. Система автоматизации проектных работ (САПР), как это называется в России, или CAD (англ. Computer-Aided Design) – это организационно-техническая система, предназначенная для выполнения проектной деятельности с применением компьютеров, позволяющая создавать конструкторскую и технологическую документацию. Понятие слишком общее и на первый взгляд сложное для понимания. По сути, САПР – это пакеты прикладных программ сложной структуры. Для решения различных задач предназначены свои наборы ПО.

Типичная САПР состоит из следующего набора компонентов:

  1. Математическое обеспечение САПР – математические модели, методики и способы их получения.
  2. Лингвистическое обеспечение САПР.
  3. Техническое обеспечение САПР – устройства ввода, обработки и вывода данных, средства поддержки архива проектных решений, устройства передачи данных.
  4. Информационное обеспечение САПР – информационная база САПР, автоматизированные банки данных, системы управления базами данных (СУБД).
  5. Программное обеспечение САПР.
  6. Методическое обеспечение.
  7. Организационное обеспечение.

Управление ПО САПР имеет иерархическую организацию, и в общем случае в ней можно выделить различные уровни: уровень операционных систем вычислительной сети, операционных систем отдельных ЭВМ, мониторных систем САПР и мониторов отдельных автоматизированных рабочих мест.

Управляющая часть отвечает за взаимодействие с пользователем в режиме диалога, планирование вычислительного процесса, распределение вычислительных ресурсов, динамическое распределение памяти и другие задачи.

При этом специализированное ПО САПР используется для общесистемного программного обеспечения. В целом состав и структура ПО определяются составом и структурой САПР и ее подсистем, а также теми прикладными задачами, для решения которых предназначается система.

В качестве примеров специализированных решений можно привести пакеты Micro CAP, P-CAD, SPADE и другие.

Большинство этих пакетов ориентировано на автоматизацию проектирования печатных плат, цифровых и аналоговых интегральных схем, операционных усилителей, низкочастотных радиотехнических устройств.

Данное специализированное программное обеспечение требует все более значительных затрат высококвалифицированного труда, и, как следствие, стоимость многих промышленных САПР составляет миллионы долларов. Кроме того, они предназначаются для решения узкого круга задач в конкретных предметных областях.

Управление проектами

Помимо специализированных решений по автоматизации проектной деятельности, существует также программное обеспечение, которое востребовано в любой отрасли, где ведутся проектные работы, – от строительства и промышленного производства до планирования поставок и продаж.

Это решения по управлению проектами. Прежде чем начать описание имеющихся решений, поговорим о том, какие именно возможности должны предоставлять данные средства. Данная система должна позволять строить календарный план-график работ с возможностями построения связей между задачами, указания ответственных за выполнение каждой из них, подсчета продолжительности выполнения всего проекта или каждой из его частей. Также желательно наличие функционала по управлению бюджетом проекта: разработка, оптимизация и контроль исполнения бюджета, планирование расходов проекта на уровне статей затрат, интеграция с описанной ранее системой календарного планирования.

Современная система управления проектами должна позволять анализировать проект как в процессе его выполнения, так и по результатам завершения этапов или проекта целиком. Например, возможность анализа освоенного объема работ должна позволять сравнивать основные показатели проекта, такие как плановая стоимость выполненных работ, фактическая стоимость выполненных работ, плановая стоимость запланированных работ, и иметь возможности по вычислению (прогнозированию) параметров отклонения от плановых показателей.

Прогнозирование – это отдельный важный элемент системы автоматизации управления проектами. Данный функционал должен определять оптимистическую, пессимистическую и наиболее вероятностную стоимость работ проекта; прогнозные значения, сформированные автоматически на основе расписания проекта; различные варианты статистических прогнозов в целях выбора наилучшего и вычисление показателей эффективности по каждому варианту.

Еще одна немаловажная функция качественной системы управления проектами – это возможность интеграции с системами учета затрат (timesheets), в которых исполнители, работающие на проекте, списывают свои трудозатраты.

И, наконец, желательно наличие функционала по управлению документами проекта. Данный функционал может быть реализован либо в стороннем приложении, с которым интегрируется система управления, либо непосредственно в самой системе. Управление документами обеспечивает иерархическую структуру и разграничение доступа к папкам документов; механизм блокировки документов для монопольного редактирования; контроль версий документов и другое.

Приведенные выше требования являются обязательными для промышленной системы управления проектами, о некоторых из них речь пойдет далее.

На рынке имеется множество программных продуктов, предназначенных для решения данных задач. Я приведу лишь те средства, которые наиболее адаптированы для работы в России.

Microsoft Project

Наиболее распространенным решением по управлению проектами является Microsoft Project [1]. Этот продукт особенно популярен в небольших организациях и изначально был рассчитан преимущественно на индивидуальную работу управляющего несложным проектом.

Настольное приложение Microsoft Project сочетает в себе интуитивно понятный интерфейс Microsoft Office и все необходимые менеджеру проекта средства для управления планом и ресурсами проекта.

Для корпоративной работы Microsoft предлагает серверный продукт Microsoft Project Server. По сути, это платформа для организации корпоративной системы управления проектами.

Она включает в себя централизованную базу данных и службы, исполняющие роль сервера в связке с клиентом Microsoft Project Professional. Microsoft Project Server обеспечивает централизованные настройки для пользователей, единый пул ресурсов, веб-интерфейс для совместной работы участников проекта.

Primavera

Наиболее распространенным промышленным решением для совместного управления проектами является решение Primavera Enterprise [2] от гиганта Oracle. Основной продукт в составе Primavera Enterprise – Primavera Project Planner for the Enterprise (P3e). Данное средство обеспечивает функции планирования работ и составления бюджета проекта, анализа и координации хода работ. P3e позволяет формировать общую картину всех, нескольких или одного конкретного проекта, проводить укрупненный анализ по выбранным категориям, статьям затрат и структуре работ, контролировать сроки и отслеживать фактические результаты.

Также входящий в состав решения продукт Primavera Expedition обеспечивает функции, связанные с поддержкой процедур контроля исполнения в ходе проекта обязательств сторон, зафиксированных в договоре. Возможность стандартизации процесса администрирования проекта позволяет упростить и автоматизировать процесс выполнения проектных задач. Также данный модуль содержит в себе функционал по автоматизации документооборота по проекту.

В качестве хранилища данных могут использоваться СУБД Oracle, MS SQL Server или Sybase.

При этом решение от Primavera имеет модульную структуру, которая позволяет использовать при необходимости только отдельные функции решения. Для пользователей, которым нужна только информация по проектам, имеются компонеты Primavision, Progress Reporter и Expedition Analyzer, которые поддерживают автоматически формируемый и динамически обновляемый веб-сайт проекта, содержащий всю необходимую информацию по состоянию его на текущий момент времени.

Spider Project

Еще один довольно распространенный на рынке продукт по автоматизации управления проектами – это российское решение Spider Project [3].

Этот продукт хотя и не так распространен, как предыдущие, но обладает рядом особенностей, которые выделяют его из числа прочих. Одно из основных отличий связано с принятой в России технологией управления проектами, которая отличается от той, которая лежит в основе зарубежных пакетов. В России практически во всех областях управления проектами планируются физические объемы работ, а длительность рассчитывается исходя из производительности назначенных ресурсов, а не является исходной информацией.

Помимо возможности составления расписания проекта, основываясь на физических объемах работ и производительности ресурсов, у Spider также есть функционал по моделированию работы ресурсов проекта. В модель проекта можно включать поставки, финансирование и расчет расписания с их учетом. Использование данных параметров при моделировании проекта позволяет предусмотреть риски, связанные с нехваткой финансов или несвоевременной поставкой оборудования или другими логистическими проблемами.

Классический проектный функционал по расчету и использованию ресурсного критического пути и ресурсных резервов дополнен возможностями по использованию множественных иерархических структур работ и ресурсов проекта. Также решение имеет большой набор различных форм графических отчетов.

Главным недостатком, который не позволяет данному решению более эффективно продаваться на рынке, является отсутствие возможности территориально разнесенного управления корпоративными проектами.

Заключительный анализ

Приведя примеры нескольких различных типов систем автоматизации проектной деятельности, я предлагаю обозначить ряд общих вопросов, которые необходимо решить при подготовке к внедрению системы.

Прежде всего нужно продумать адаптацию организационной структуры фирмы к требованиям САПР. Информационные потоки в организации необходимо построить так, чтобы избежать дублирования данных у различных участников процесса проектирования. Нужно построить взаимодействие между сотрудниками таким образом, чтобы за каждым была закреплена четкая зона ответственности.

Выбор программного обеспечения должен учитывать работу на протяжении не менее пяти-шести лет. Также необходимо определиться с ресурсами, которые потребуются для баз данных (преимущественно Oracle), учесть отказоустойчивость, распределение нагрузки и масштабируемость.

Немного о будущем

Выше описывались традиционные подходы к автоматизации проектной деятельности, однако мне хотелось бы также описать перспективные решения, которые появятся в будущем. Экспертные системы – это новый этап развития автоматизированных систем. В них из множества фактов и данных создается возможность появления новой информации, аналогично тому, как это делает человек. Экспертные системы включают в себя базы знаний, механизмы логического вывода и средства обучения и адаптации. Человек задает цель, а интеллектуальная система выдает одно или несколько допустимых решений. В результате разработчику не нужно тратить время на анализ промежуточных результатов. Вместо этого он может полностью сосредоточиться на проработке основных моментов проектирования.

Инструменты автоматизации проектной деятельности стали неотъемлемой частью разработки любого решения независимо от отрасли, в которой они используются. Несмотря на то что данные продукты в большинстве своем являются недешевыми, приносимую ими пользу трудно переоценить. Полагаю, что в ближайшем будущем мы увидим новые типы решений по автоматизации проектирования и управления проектами.

  1. Страница MS Project – http://office.microsoft.com/ru-ru/project.
  2. Страница Primavera – http://www.oracle.com/ru/applications/primavera/overview/index.html.
  3. Страница Spider Project – http://www.spiderproject.ru.

В начало⇑

 

Комментарии отсутствуют

Комментарии могут отставлять только зарегистрированные пользователи

Выпуск №08 (101) 2020г.
Выпуск №08 (101) 2020г. Выпуск №07 (100) 2020г. Выпуск №06 (99) 2020г. Выпуск №05 (98) 2020г. Выпуск №04 (97) 2020г. Выпуск №03 (96) 2020г. Выпуск №02 (95) 2020г. Выпуск №01 (94) 2020г.
Вакансии на сайте Jooble

           

Tel.: (499) 277-12-41  Fax: (499) 277-12-45  E-mail: sa@samag.ru

 

Copyright © Системный администратор

  Яндекс.Метрика